Что такое фокус-группа?

Для того, чтобы организация оставалась конкурентоспособной и увеличивала прибыль от продаж, необходимо увеличивать объем сбыта продукции. Способ, с помощью которого можно увеличить сбыт, не понижая при этом цену на товар или услугу, – правильно разработанная маркетинговая стратегия.

Одним из самых популярных методов маркетинговых исследований – фокус-группа.

Этот метод применяется для сбора, обработки и анализа каких-либо информационных данных о товаре или услуге.

Метод фокус-группа отличается от такого метода, как интервью, тем, что проходит непринужденная беседа с группой потенциальных или уже знакомых с продуктом потребителей. Благодаря этому выявляются глубинные мотивы и инсайты потребителей и клиентов, которые невозможно выявить во время интервью.

Метод фокус-группа не требует больших затрат на подготовку и проведение, а поэтому доступен большинству производителей. Фокус-группа может направлять маркетинг организации, выявив желания клиентов, которые ранее не были замечены и не учитывались при проведении рекламных компаний.

Все это позволяет определить точный потрет целевой аудитории, привлечь потенциальных клиентов или укрепить лояльность потребителей, знакомых с продуктом.

Что такое фокус группа в маркетинге

При планировании количественных и качественных маркетинговых исследований встает вопрос, что такое фокус группы.

Этот метод относится к качественным маркетинговым исследованиям. Это вид сбора информации, при котором определяются мотивы, побуждающие потребителей выбрать тот или иной продукт. Это неструктурированное интервью, которое модератор непринужденно берет у небольшой группы респондентов и направляет беседу по сценарию, который подготавливается заранее. При этом члены этой дискуссии должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками, установками или моделями поведения.

Исследование заключается в глубинном интервьюировании потенциальных потребителей, представителей целевой аудитории. Во время проведения интервью исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и других объектах исследования от респондентов. Непринужденная атмосфера диалога в виде фокус-группы позволяет аудитории открыто и в свободной форме выражать свое мнение, обсуждать свои предпочтения, привычки, ассоциации, убеждения. Исследование может затрагивать сам продукт, его упаковку, местоположение реализации, бренд, подачу рекламы и другие аспекты. Метод исследования фокус группа позволяет выявить зачастую неожиданные предпочтения, глубинные мотивы выбора.

Прочтите также:  XYZ анализ что это такое?

После проведения интервью интервьюер анализирует результаты и использует в обобщенном виде, без привязки к конкретной личности. В результате получается обобщенное мнение.

Целью фокус-групп является получение представлений группы людей, а также сбор их мнений об аспектах, интересующих исследователя. Метод маркетинговых исследований фокус группа имеет преимущество в том, что беседа имеет свободный характер и позволяет получить неожиданную информацию, которая может привести к окончательному решению той или иной проблемы.

Этапы подготовки и проведения фокус группы

Главной задачей подготовки и проведения фокус группы является воссоздание ситуации естественного непринужденного общения, спонтанной коммуникации.

Проведение фокус-группы принесет результат в том случае, когда последовательно соблюдаются этапы подготовки и проведения фокус группы.

Также метод фокус-группа имеет правила, которые должны учитываться при планировании, разработке и на всех этапах проведения исследования:

  • Должно соблюдаться определенное число участников. Их должно быть около пяти двенадцати человек;
  • Метод фокус-группа предполагает участие схожих по определенным характеристикам участников. Это демографические признаки. К ним относятся пол, возраст, уровень дохода, место жительства, работы. Уровень образования, профессия, политические взгляды, религиозные предубеждения и многие другие характеристики.
  • Участие в фокус-группах применимо для незнакомых друг с другом и с модератором людей.
  • Метод фокус-группа должен охватывать не более пяти тем, которые поднимаются в ходе обсуждения.

Чтобы провести фокус-группу и получить эффект, модератор должен подобрать участников разных типов. Одни должны выдавать гипотезы. Другие – приводить факты, которые соответствуют случаю. Должны присутствовать и участники, которые привыкли критиковать, отвергать большинство идей. Критическое мнение важно. И, конечно, одним из участников должен быть руководитель, который наблюдает за ходом дискуссии.

Разработка методологии

  1. Определение задачи и проблемы маркетингового исследования

    На первоначальном этапе определяются цели маркетингового исследования и ставятся задачи для достижения этих целей. Метод целесообразно использовать в том случае, когда имеется потребность в выявлении свойств товара, имеющих для потребителя ценность, изучении глубинных мотивов выбора, тестировании концепции нового продукта, рекламных кампаний или дизайна упаковки.
  2. Конкретизация задачи качественного исследования

    Задача, которая должна быть выполнена в процессе маркетингового исследования, должна быть поставлена четко и ясно, с учетом всех возможных факторов, оказывающих влияние на проведение исследования.
  3. Составление анкеты для отбора участников фокус-группы

    Определяется обобщенный портрет участников, которые будут приглашаться на дискуссию. Также определяется список требований, которым должны соответствовать и по которому должны отбираться участники. В обязательном порядке заказчик исследования должен утвердить портрет целевой аудитории. К участию в фокус-группе могут приглашаться потенциальные клиенты и реальные потребители продукции.
  4. Разработка плана проведения фокус-группы

    Метод предполагает разработку сценария беседы. Сценарий должен быть разбит на блоки для более организованной и структурированной беседы. Правильно разработанный сценарий – первостепенный фактор, влияющий на проведение фокус-группы.

Рекрут подбор респондентов

  1. Поиск респондентов

    Происходит поиск подходящих респондентов, чей портрет предполагает участие в фокус группах. Интервьюируемые подбираются по соответствию критериям, которые были определены на предыдущем этапе.
  2. Заполнение анкеты

    В процессе заполнения участниками фокус-группы анкет, некоторые из них отсеиваются из исследования. Поскольку данный метод исследования должен содержать вопросы для выявления профессиональных респондентов. Ответы могут сравниваться с информацией о респонденте, размещенной в информационной базе, социальных сетях и на других ресурсах с открытым доступом.
  3. Личное интервью

    Первоначально интервью проводят сотрудники полевого отдела. Далее интервью должно быть проведено модератором фокус-группы. После этого ответы сравниваются с теми, которые были даны в процессе заполнения анкет. На основе полученных данных модератор принимает решение об участии респондента в фокус-группе.

Проведение фокус группы

  1. Проверка условий для проведения фокус-группы

    Помещение, где планируется провести фокус-группу, должно соответствовать некоторым стандартам. Помещение должно быть комфортным для участников. Это означает, что должны быть обеспечены комфортные места, должно быть тепло, сухо и свежо. Ничего не должно отвлекать участников, например, предметы интерьера или шумы. Модератор должен быть профессионалом. Участники фокус-группы должны получить предварительный инструктаж.
  2. Основная дискуссия

    Когда условия удовлетворяют стандартам проведения фокус-группы, проводится основная дискуссия. Во время нее респонденты общаются на заданную тематику, а модератор контролирует ход беседы. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были легко произносимы и воспринимаемы. Перед началом дискуссии участники обсуждения представляются друг другу. Задаются вводные вопросы для создания спокойной, непринужденной, доверительной обстановки.
  3. Вопросы наблюдателей

    Наблюдатели, приглашенные на исследования, задают вопросы, чтобы получить информацию, которая не была озвучена в ходе беседы. Фокус-группа предполагает полный охват интересующих заказчика вопросов.

Примеры инсайтов

Инсайт помогает выявить боль потребителя и предложить решение. Инсайт помогает привлечь внимание потребителя, повысить доверие к бренду и увеличить продажи.

Примеры инсайта:

  • Родители опрятно одетого ребенка считаются окружающими правильными

    Решение: Стирайте нашим порошком — будьте лучшей мамой на свете
  • Важна не только внешняя, но и внутренняя красота человека

    Решение: С нашим уходом люди будут восхищаться вашей внутренней и внешней красотой
  • Любое путешествие требует больших денежных затрат
Прочтите также:  Как использование индикатора Scalper Dream способно превратить краткосрочную торговлю в источник постоянной прибыли

Решение: Летайте с нами и экономьте деньги. Cэкономленные средства тратьте в свое удовольствие

Аналитика

После завершения дискуссии модератор и маркетолог-аналитик занимаются подготовкой отчета.

Модератор и маркетолог-аналитик анализируют все полученные данные, формулируют обобщенные мнения, выводы и рекомендации.

Данные представляются так же, как и после интервью, то есть представляются расшифровки ответов участников фокус-группы. Модератор анализирует, обрабатывает и систематизирует результат дискуссии. В процессе систематизации он выделает плюсы и минусы, «за» и «против», оценки и ожидания респондентов. Только после этого проводится анализ ответов респондентов и формулируется обобщенное мнение.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам
Adblock
detector