Перфоманс-маркетинг (с англ. performance – «действие») – разновидность digital-продвижения. Это словосочетание прочно вошло в лексикон маркетологов, однако единого понимания, что представляет собой performance-маркетинг, пока нет. Он имеет схожие черты со стандартным маркетингом: в обоих случаях маркетологи нацелены на повышение продаж. В то же время между данными сферами есть существенные различия.
Что такое performance-маркетинг и чем он отличается от обычного
Стандартный маркетинг – продвижение бренда в интернете и офлайн. Маркетологи разрабатывают стратегии, настраивают рекламные объявления, после чего проводят мониторинг их результативности. В отчетности клиент получает как основные метрики, так и дополнительные – например, количество переходов по рекламе, уникальных посетителей, подписчиков, упоминаний бренда в Сети. Но не всегда клиенты платят за реальные показатели.
Ведь переходы по рекламе и новые подписчики необязательно приводят к продажам. При этом performance-маркетинг – продвижение бизнеса с целью достижения четко обозначенного результата. В нем учитываются лиды, продажи, показатели прибыли, окупаемость инвестиций, стоимость привлечения покупателя. Трафик, лайки, репосты становятся второстепенными. Клиент оплачивает реальный результат в продажах.
К основным элементам performance-маркетинга относятся следующие:
- тщательная аналитика данных;
- рациональная постановка целей и задач;
- комплексный подход в разработке стратегии;
- управление рекламными каналами, мониторинг результатов.
Сотрудник, специализирующийся на перфоманс-маркетинге, несет ответственность за количество и качество заказов, звонков и заявок. Он стремится привлечь людей, проявляющих искреннюю заинтересованность в продукте. Количество просмотров не имеет значения – важным становится количество продаж.
В то же время есть мнение, что важность performance-маркетинга «раздута». Эта область представляет собой digital-маркетинг, направленный на достижение определенных бизнес-показателей. Опытные маркетологи и так достигают отличных результатов, увеличивая количество продаж – даже если они мониторят количество упоминаний компании, а не показатели прибыли. Но в целом оплата в стандартном маркетинге идет человеко-часами за конкретную услугу, а в performance-маркетинге – за достижение показателей.
Performance-маркетинг – дорогостоящий рекламный инструмент. Обычно им пользуются компании, чей ежемесячный рекламный бюджет составляет не меньше 100 000 рублей – иначе есть риск того, что средства не окупятся. Но даже если рекламный бюджет минимальный, все равно можно применять принципы performance-маркетинга. Например, если отдача от того или иного инструмента внезапно уменьшилась, деньги нужно направить на более результативные каналы.
Таким образом, performance-маркетинг выгоден следующим лицам:
- владельцам бизнеса: руководители видят четкую отдачу от инвестиций в маркетинг;
- офисным маркетологам: сотрудники рационально расходуют рекламный бюджет, мониторят отдачу по каждому каналу продвижения, показывают руководителям конкретный результат.
Чем занимается профессиональный performance-маркетолог
Performance-маркетолог разрабатывает стратегию для достижения конкретных финансовых показателей – уменьшение стоимости привлечения покупателя, увеличение окупаемости инвестиций, удорожание усредненного чека. Для этого он настраивает аналитику, корректирует те или иные задачи – аудитории в таргете ВК, семантику для рекламы в Google.
В зависимости от типа бизнеса, товара и услуги работа может заключаться в следующем:
- настройка Директа, Яндекс.Метрики;
- настройка таргетинга, контекстной рекламы;
- оптимизация сайта для поисковиков;
- продвижение через CPA-сети, маркетплейсы;
- ремаркетинг для привлечения клиентов, которые уже делали заказы в прошлом;
- настройка автоматической закупки рекламы;
- работа со скриптами, собирающими и анализирующими данные;
- внедрение CRM-системы для правильной обработки лидов.
Маркетолог должен разбираться со сквозной аналитикой, чтобы понимать происходящее и повышать эффективность инструментов и маркетинговых каналов. Иначе есть вероятность принять нецелесообразные решения, которые негативно скажутся на количестве продаж.
Для достижения успеха маркетолог должен разбираться во всех тонкостях и нюансах процесса. Но самостоятельно выполнять работу необязательно – можно делегировать часть работ другим сотрудникам, контролируя их выполнение.
Чаще всего работа над проектом выглядит так:
- обсуждение поставленной цели, задачи;
- проведение анализа продукта и действий, которые владелец бизнеса уже предпринял для достижения результата;
- разработка стратегии продвижения;
- определение и согласование с клиентом показателей, за достижение которых владелец бизнеса и будет платить;
- проведение сквозной аналитики для онлайн-отслеживания показателей;
- мониторинг показателей, оптимизация процессов для достижения наилучшего результата.
Одна из основных задач – четко поставить цель. Есть несколько категорий целей – бизнес-цели, маркетинговые и коммуникационные цели, медиа-цели (медиа-показатели).
Сколько можно зарабатывать на performance-маркетинге
Спрос на performance-маркетинг, если сравнить с обычным маркетингом, пока несущественный. Общее количество вакансий – около 100, причем большинство из них приходятся на столицу и Санкт-Петербург. Можно найти вакансии и для удаленных сотрудников.
Средняя зарплата performance-маркетолога – 35 000 рублей за последний год. Однако актуальные вакансии показывают другие данные: минимальная ставка – 60 000 рублей, средняя – 100 000 рублей.
Если удаленный сотрудник взял 3-4 проекта параллельно по 40 000 рублей, то можно без труда посчитать, сколько он будет получать каждый месяц.
При выборе подходящего сотрудника или агентства компании принимают в учет следующие факторы:
- опыт и экспертиза, удачные и «провальные» выполненные проекты;
- прозрачные условия работы;
- участие агентства в отраслевых рейтингах;
- опубликованные работы в отраслевых изданиях;
- сертификаты по контент-маркетингу, маркетингу в соцсетях, контекстной рекламе и другим сферам («возраст» сертификата должен быть не больше 1 года – иначе он уже устарел);
- отзывы клиентов, партнеров по бизнесу.
Практика показывает, что чаще всего владельцы бизнеса к агентствам, которые способны решить их задачи, а к компаниям, отдельно специализирующимся на performance-маркетинге. Другими словами, они выбирают агентство не по его яркому названию, а по качеству выполненных проектов, репутации.
Как стать performance-маркетологом
Придется потратить минимум 6 месяцев, для того чтобы разобраться в основах, и столько же времени – чтобы научиться применять знания на практике. Через год появится шанс стать действительно востребованным сотрудником.
Есть два варианта дальнейших действий:
- Бесплатное изучение какой-либо темы – например, как настроить таргетинг. После того как вы успешно выполните несколько заказов по настройке, можно переходить к другим сферам – к веб-аналитике, контекстной рекламе. Преимущество – заработок вместе с одновременным обучением. Недостаток – сложность.
- Прохождение комплексного обучения. К сожалению, в вузах отсутствует такая специальность. Но можно проходить специализированные курсы, чтобы сразу получать теорию, практику и собирать портфолио.
Есть ли у performance-маркетолога карьерный рост
Да – такой сотрудник может стать:
- руководителем проекта;
- гендиректором компании;
- владельцем личного маркетингового агентства.
Расти всегда есть куда, даже в том случае, если performance-маркетолог уже управляет сотрудниками и предоставляет руководителю рекомендации по оптимизации работы отдела продаж, офисных маркетологов.
Профессия performance-маркетолог
Skillbox.ru предлагает пройти курс обучения performance-маркетингу.
Компания гарантирует воркшопы, офлайн-встречи и трудоустройство после успешного прохождения обучения. Уже через 4 месяца вы начнете получать первые заказы. К концу обучения вы станете отлично разбираться в современном подходе к маркетингу и овладеете востребованной профессией.
Программа от Skillbox.ru подходит новичкам, состоявшимся маркетологам, а также сотрудникам агентств для получения дополнительной прибыли.
Программа состоит из нескольких курсов: основные курсы (таргетинг, контекстная реклама, веб-аналитика, performance-маркетинг), сквозная аналитика, Excel. После этого идут дипломные проекты.
Причем если вы уже проходили определенный курс из программы, сообщите об этом менеджеру Skillbox, чтобы не платить за него.
Skillbox.ru
Skillbox – крупнейший онлайн-университет, где можно пройти обучение в сфере программирования, игр, управления, дизайна и маркетинга. Образовательные программы отличаются множеством курсов и позволяют освоить любую профессию с нуля и до профессионального уровня. Компания практикует системность, сочетая в обучении видеолекции, практику, консультации. После обучения клиент получает диплом и гарантированное трудоустройство.
Студенты, обучавшиеся в Skillbox, работают в крупнейших российских и зарубежных компаниях.
Одна из наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий на 2021 год – performance-маркетолог.