Стресс-менеджмент что это?

Многие сотрудники постоянно или время от времени испытывают на работе стресс. Это приводит к негативным последствиям – к снижению продуктивности и способности эффективно концентрироваться на задачах, к ухудшению иммунитета и развитию заболеваний, к паническим атакам и депрессии. Чтобы предотвратить данные последствия или быстро справиться с ними, был разработан стресс-менеджмент.

Что такое стресс-менеджмент

Стресс – физическая, моральная реакция человека на события.

К причинам стресса на рабочем месте относятся следующие:

  1. Физические. Возникают из-за некомфортных условий труда: ненормированный график работы, непроветриваемый, шумный или душный офис, непрерывные командировки со сменой часовых поясов.
  2. Эмоционально-психологические. Представляют собой нерациональную расстановку приоритетов: монотонный труд, постоянно сменяющиеся трудовые обязанности, отсутствие профессиональной этики.
  3. Информационные. Если работник вынужден постоянно учиться чему-то новому, непрерывно обновлять свои навыки и умения, то адаптация к жизненному ритму страдает. Информационная перегрузка характерна для подчиненных, которые стремятся добиться быстрого продвижения по карьерной лестнице или вынуждены совмещать несколько должностей.
  4. Коммуникативные. К таким причинам относятся проблемы в общении с руководством, с другими подчиненными и клиентами. Так, если сотрудник с интровертированным складом характера вынужден постоянно коммуницировать с коллегами или клиентами, отстаивать свои позиции и интересы, то он рискует столкнуться с профессиональным выгоранием.
  5. Организационные причины. У подчиненных они выражаются в задержках зарплаты, отсутствии перспектив, высокий требований руководства, а у самих руководителей – в материальной и моральной ответственности, в необходимости обеспечивать непрерывный контроль.

Стресс-менеджмент – деятельность, нацеленная на борьбу со стрессовым состоянием на работе

Она состоит из комплекса мероприятий, которые помогают справиться с отрицательными эмоциями и быстрее восстановиться после перенесенного напряжения. Практика показывает, что в России стресс-менеджмент пока что не нашел популярности среди работодателей.

Однако в западных странах эта практика принесла к значительным результатам:

  • уменьшение расходов больничные;
  • повышение работоспособности подчиненных;
  • появление у подчиненных инициативности, стремления браться за новые, сложные проекты и задачи.

В то же время некоторые сотрудники работают лучше, если находятся в нервном напряжении. Однако его уровень должен быть оптимальным – в противном случае человек столкнется с ущербом для здоровья и психоэмоционального состояния.

Управление стрессом на уровне организации

Организационный стресс-менеджмент состоит из программ, направленных на поддержку сотрудников, которые быстро поддаются воздействию стресса. Также данные программы позволяют предотвратить негативные физические и моральные последствия в будущем. Руководители и менеджеры должны составить оптимальный план по оказанию психологической и иной помощи подчиненным.

Прочтите также:  Как мы открывали семейное кафе и что из этого получилось

Основная задача стресс-менеджмента – сформировать благоприятный климат в компании, который при возникновении стрессовой ситуации только сплотит команду сотрудников.

Для этого нужно следовать 2 правилам:

  1. Привлечение подчиненных для решения актуальных вопросов;
  2. Сплоченность, командная работа в компании.

Нередко руководители пытаются сплотить коллектив, проводят мероприятия по типу «тимбилдинга», однако такой подход не всегда гарантирует результат. Наличие в офисе благоприятного климата намного эффективнее.

Добиться его можно такими способами:

  • гибкий график работы для подчиненных, чья деятельность позволяет это сделать без ущерба для компании;
  • организованные компанией фитнесс-программы, предоставление абонементов на посещение спортзала.
  • мастер-классы, тренинги.

Стресс-менеджмент может содержать технологии, позволяющие подчиненным самостоятельно принимать решения. Также значение имеет и перераспределение обязанностей. Так, если кто-то из подчиненных покинул компанию, то его обязанности можно распределить между оставшимися сотрудниками – это сделает трудовую деятельность менее монотонной и рутинной.

Управление стрессами на уровне личности

Личностный стресс-менеджмент предполагает сведение негативных последствий от стресса к минимуму или полное их устранение на уровне одного сотрудника

Он имеет множество методов: физическая активность (например, короткая прогулка на улице), разговоры с коллегами на жизненные темы, хобби (прослушивание любимой музыки, просмотр контента в интересных блогах). Также необходимо пересмотреть жизнь вне рабочего времени: наладить сон, больше гулять, записаться в бассейн или тренажерный зал, найти новые увлечения, встречаться с друзьями и родными.

Стороннее управление стрессом на уровне личности включает 2 самых распространенных метода – релаксация и модификация поведения. Релаксация состоит из медитации и аутотренинга и подходит для любого сотрудника. А модификация поведения – изменение человеком реакции на события и факторы, что больше подходит для напористых, настойчивых сотрудников.

Стресс-менеджер должен определить, какому сотруднику какой метод подходит, после чего составить программу обучения.

Заключение

Каждый сотрудник может и должен – в первую очередь для себя – научиться справляться со стрессом и с его негативными последствиями. Руководитель и стресс-менеджер должны разработать программы для того, чтобы помочь ему в этом. Комплекс мероприятий необходимо проводить на уровне организации и личности, учитывая индивидуальные особенности и характер подчиненного.

Для решения этой проблемы сотрудники тоже должны прикладывать усилия – например, пересмотреть режим дня, научиться расслабляться и отвлекаться.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам