Виды спроса в маркетинге: важность классификации и способы влияния

Спрос и предложение в менеджменте и маркетинге всегда являлись главными проблемными вопросами, над которыми в больших компаниях работают целые группы специалистов. Из-за того, что маркет-спрос не линеен и зависит от множества различных факторов, не все из которых можно предсказать, появляется большое количество его разновидностей. В зависимости от типа рассматриваемого показателя, с которым сталкивается в своей работе маркетолог, необходимо применять адекватные ситуации меры, то есть реализовывать различные виды маркетинговых стратегий.

Что это: спрос в маркетинге

Спрос в маркетинге – это такое стремление, сильное желание в определённом месте и в определённое время получить какой-либо продукт, конкретный продукт или услугу, чтобы удовлетворить потребности.

Эта категория является основным элементом маркетинговой науки. Различают несколько видов спроса в маркетинге:

Негативный спрос

Этот вид обозначает нежелание всех или почти всех потребителей купить товар. Кроме этого, потенциальные покупатели в какой-то мере опасаются этого продукта и пытаются избежать его. Примером может служить одежда, которая давно вышла из моды. Для решения проблемы негатив-спроса следует использовать конверсионный маркетинг и менять характеристики не понравившегося публике продукта.

Отсутствие спроса

При отсутствующей потребности покупатели не избегают продукт, а просто не хотят его приобретать. Отношение к продукту выстраивается безразличное. Причинами может быть:

  • утрата ценности товара в глазах покупателей;
  • наличие некоторой ценности продукта, но не на рассматриваемом рынке;
  • неготовность рынка принять продукт.

Проблема решается путём использования инструментов стимулирующего маркетинга, заключающегося в культивировании потребности в продукте, распространении информации о продукте, лучшем размещении продукции в магазине.

Скрытый спрос

Этот вид также можно назвать потенциальным. Скрытый спрос представляет собой такое состояние рынка, при котором потребители имеют потребность в продаваемой вещи, но её нет на прилавках либо в интернет-магазинах. Устранить эту несправедливость можно, введя на соответствующий рынок нужный товар и применяя развивающий маркетинг. Например, произвести сигареты без никотина, лекарственные препараты на основе трав, не имеющие такое большое количество побочных эффектов, как у обычных аптечных лекарств и препаратов.

Прочтите также:  Целевая аудитория ВКонтакте – правила грамотного таргетирования

Нерегулярный спрос

Этот тип представляет собой некое колеблющееся состояние, когда предложение рынка и непосредственное возникновение потребности в товаре не совпадают, имеют сезонный, нерегулярный характер. Например, весной никому не нужна зимняя одежда, а в рабочее время – билеты в музей. Решение проблемы состоит в использовании синхронного маркетинга. Он заключается в периодическом снижении цен, введение акций и программ лояльности.

Понижающийся спрос

В конкретный момент жизненного цикла товара потребность в нём начинает неизбежно снижаться. Вместе с этим происходит уменьшение привлекательности продукта и вытеснение его с занятой ниши на рынке другими товарами. В таких случаях маркетологи применяют ремаркетинг, возрождающий товар, выявляющий его новые положительные стороны и дающий ему «новую жизнь».

Полноценный спрос

Это самая желательная для компании ситуация. В данном случае маркет-спрос растёт вместе с предложением и обозначается как равновесный, то есть на рынке есть товара столько, сколько хотят покупатели. В такой идеальной ситуации остаётся лишь применять поддерживающий маркетинг. Следить маркетолог при этом должен за такими важными факторами, которые могут изменить ситуацию. Также следует внимательно проводить ценовую политику, поддерживать на том же уровне объём продаж и стимулировать коммерческую деятельность предприятия.

Чрезмерный спрос

Наблюдается при сильном превышении потребностей покупателей приобрести рассматриваемый товар над предложением, то есть наличием в продаже этой продукции. Путём применения демаркетинга эта проблема решается быстро: цена на популярный товар увеличивается, ненужная реклама и другие формы стимулирования продаж прекращаются. При этом внимание потребителей можно переключить на другие товары, услуги компании.

Иррациональный спрос

Характеризуется таким положением дел: одни потребители покупают некий товар, удовлетворяя потребность в нём, а при этом другая группа покупателей, государственные организации и правительственные учреждения начинают этому противодействовать. Примерами товаров, которые участвуют в такой схеме, служит алкоголь, табачные изделия. Для преодоления иррационального спроса применяется противодействующий маркетинг, который может ликвидировать или сильно ограничить потребность в товаре.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам