Библиотека преуспевающего бизнес аналитика

Стабильным спросом в в книжных магазинах пользуется только профессиональная литература — справочники, пособия, в том числе и книги по бизнес аналитике. Стремление к самообучению — похвально, но нередко новички обращают внимание только на модные книги. Или же книги очень популярных классиков. Первые имеют сомнительную ценность. Вторые — часто устарели.

Экономика — наука, а практические пособия для бизнес аналитики устаревают с такой же скоростью как пособия по компьютерным технологиям. И то и другое быстро развивается, меняется вместе с новыми концепциями, теориями, изменившимися правилами игры.

Это не значит, что стоит отказываться от «классики». Эти труды нужно иметь в своей библиотеке, знать основные постулаты. Но как руководство к действию они уже не годятся.

Как выбрать нужную книгу для бизнес аналитика

Специализированные книги для маркетолога, предпринимателя, консультанта, бизнес аналитика — это разная литература. Но прежде чем приступать к изучению узкопрофильной литературы необходимо ознакомиться с базовой.

Одной из проблем аналитической литературы на предпринимательскую тематику является отсутствие единых терминологических стандартов. Даже представляющие академическую экономику ученые ежегодно вводят новые термины. А также переосмысливают и дополняют старые.

Первый период самообучения будет сопровождаться постоянно появляющейся в голове фразой «ничего не понимаю». Но по мере накопления знания начнут систематизироваться сами по себе. Читатель либо отдаст предпочтение одной из научных школ. Либо создаст какую-либо комбинированную аналитическую базу.

Рейтинги и списки книг для бизнес аналитиков

Рейтинг, список, «топ» — эти термины стали не только частью интернет-маркетинга, но и частью интенет-субкультуры как таковой. Нет такого явления, для которого создатели глобальной паутины не смогли бы составить рейтинг.

Рейтинг может иметь опосредованное отношение к реальности. Являться «срезом» знаний в голове составителя (или составителей). А может адекватно (пусть и не полно) отражать действительность.

Рейтинг — не догма, а условность.

Куда большую ценность представляют списки литературы, которые полезны для самостоятельного обучения. Они не делятся на «лучшие» и «худшие» и не являются руководством к действию. Но читать такую литературу полезно.

«Аналитическая культура», Карл Андерсон

Книга дает общее понимание чем является data-driven стратегия. Она покажется «банальной» и даже излишне «усложненной» людям с математическим складом ума. Процессы, описанные в книге — адаптация научных методов познания реальности для предпринимательской деятельности.

Наибольшую ценность книга представляет для поколения, не имеющего академического образования, слабо знакомого с методиками сбора, систематизации, анализа данных. Также в «Аналитической культуре» описаны методы визуализации данных, их сведения в единую базу.

Карл Андерсон, директор аналитического отдела Warby Parker, знает какие пробелы в системном образовании могут быть у «поколения интернета». Книгу нельзя назвать «букварем», но после ее прочтения креативные менеджеры осознают, что математика и статистика — это не «прошлый век».

«Разработка требований к программному обеспечению», Карл И. Вигерс

Довольно спорная книга, которую следует прочитать всем, кто занят в сфере IT. Концепция, предложенная Вигерсом и его соавтором Джой Битти подразумевает четкое разделение обязанностей между «техническим специалистом» и «аналитиком». Иногда это очень сильно бьет по восприятию написанного — кажется, что читаешь противоречащие друг другу тезисы.

Концепция «технический специалист отвечает за технические, аналитик — за бизнес-требования» не идеальна, но имеет право на существование. Однозначный плюс русскоязычного перевода — указаны англоязычные термины (в скобках). Иначе перевод читать сложно — предложения длинные и запутанные.

Причем, знающие английский язык люди утверждают, что чтение в оригинале ситуацию не исправляет. Человек с гуманитарным или педагогическим образованием в соавторах был бы не лишним. Еще один недостаток — от аналитика требуется слишком много. Он,согласно Вигерсу, чуть ли не весь отдел должен замещать.

«Азбука аналитики», Юрий Курносов

Рекомендуется в качестве «дополнительного чтения». Юрий Курносов уделяет очень много внимания глобальным, даже геополитическим процессам. Сильной стороной книги можно назвать «мотивационную» часть. Особенно актуальную для менеджеров среднего звена. Практические советы в книге есть, но их немного.

Еще одним достоинство «Азбуки аналитики» — «популярная стилистика». Ее можно прочитать, не особо отвлекаясь от основной работы. Это не пособие по аналитике, тем более, не азбука, а, скорее, размышления автора на актуальную тему. О ценности которых можно судить по другим трудам этого весьма плодотворного автора. У которого есть книга «Жириновский как философ» и «Прогулки по ментальным полям».

«Голые деньги», Чарльз Улиан

Книга полезна в первую очередь тем, кто имеет некоторое представление о том, что такое капитализм, как он работает и каким признаками должен обладать. Также читателю уже должны быть понятны такие термины как «дуализм денег».

Иначе «философский трактат» Чарльза Улиана будет воспринят недостаточно скептически. А нет большего греха для бизнес аналитика, чем восторженное отношение к чему бы то ни было. Тем более — к мировой финансовой системе. Гимном которой можно назвать эту книгу. Книга будет полезна тем, кому она определенно не понравится — людям, знакомым с классическими трудами экономистов, включая «левых» (во избежание идеализации их идей). А вот польза «Голых денег» Улиана для молодых адептов «невидимой руки» сомнительна. Так как книга написана очень убедительно.

«Веб аналитика 2 0 на практике», Авинаш Кошик

Большой труд, содержащий не теоретические размышления по поводу глобального мироустройства или роли денег в мировой экономике, а практические советы. Книга написана понятным, не витьеватым языком.

Что несколько смущает — автор не стесняется объяснять банальные вещи. В «Веб аналитике 2 0 на практике» найдут полезную информацию и «разработчик» и «аналитик». Книга написана в жанре «пособия для чайников», то есть содержит схемы, иллюстрации и готовые алгоритмы действий.

Редкий случай, когда труд, обучающий веб-аналитике пишет педагог — Авинаш Кошик читает лекции в ведущих ВУЗ-ах США, работал с GOOGLE и поддерживает партнерские отношения с ведущими компаниями мира. О книге — блестящие отзывы от настоящих профессоров. Сам Кошик награжден уважаемой American Statistical Association.

«HR digital бренд аналитика маркетинг», Нина Осовицкая

Книга получила противоречивые отзывы специалистов. И будет недостаточно полезна людям без базового образования. Она, скорее всего, уже есть в библиотеке HR-специалиста. Но начинать с нее знакомство с брендингом лучше не стоит.

Прежде всего потому, что есть риск попасть под «магию известных брендов», на страницах книги Осовицкой можно найти множество советов специалистов очень известных в России компаний: от «Норникеля» и «Сбербанка» до Wargaming.

Часто эту книгу критикуют за то, что она показывает не действующие модели, а уже использовавшиеся, а значит недостаточно эффективные примеры. Но на их основе можно попытаться создать что-то свое.

«Аналитический маркетинг», Тамара Рыжикова

Книга подойдет для самостоятельного изучения азов маркетинговой аналитики, рекомендуется студентам профильных ВУЗ-ов. Интересно прежде всего не набором методик, который можно назвать базовым, а первой удачной попыткой адаптировать профессиональный сленг под нормы русского языка и систематизировать его.

После прочтения «Аналитического маркетинга» интуитивно понимаемые термины обретут более четкие формы. Как следствие, общение с профессионалами (начальством, коллегами, партнерами) будет продуктивнее.

 «Ключевые инструменты бизнес аналитики», Бернард Марр

Хороший для своего времени практический «справочник» для менеджера, дающий «67 необходимых для успешной деятельности советов». Преимущество книги Марра — одновременно и недостаток. Это «справочник», то есть, каждому методу уделено минимум внимания.

Справочник подойдет руководителям среднего (и выше) звена. А также владельцам бизнеса. Для того, чтобы знать не морочат ли им голову, используя англоязычные термины. Но этой литературы недостаточно для того, чтобы применять каждый из методов.

Те, кто знает как работают кластерный анализ или метод Монте-Карло вряд ли почерпнут из книги что-то новое. Хотя иметь под рукой справочник, способный «освежить» воспоминания о когортном анализе иногда полезно. Справочник не подойдет в качестве научного для аналитика, работающего по высшей планке требований к научности и детализации. Так как это популярная литература.

 «Осваиваем язык julia», Малькольм Шеррингтон

Пособие для технических специалистов. Позволяет расширить знания о julia. Предлагает способы перевода анализа, сделанного на одном языке, на другой. Требует «профильных» знаний. А также навыков проектного анализа.

Особое внимание уделено взаимодействию с базами данных (SQL, NoSQL). Цель руководства — обучение разработке аналитических программных пакетов.

Не следует пренебрегать обновлением библиотеки

Каждый проект, каждое новое место работы — это новый «профессиональный вызов». Профильная литература не только помогает выполнить конкретный проект. Но и дает базовую информацию, систематизирует полученные во время выполнения проекта знания.

Даже если 90% информации в книге не пригодится на момент прочтения, 10% полученной — окупают время и деньги, потраченные на нее. Остальные 90% пригодятся в дальнейшем. Анализ — это понимание необходимости систематизации. Систематизация знаний без профильной литературы невозможна.

Представленный список литературы условен и неполон. В отсутствует узкопрофильная литература. Например, о том, как работают некоторые советы Бернарда Марра можно прочитать в отдельных книгах. Методички по маркетинговой аналитике и книги для технических специалистов исчисляются десятками наименований.

Прочтите также:  Бизнес с нуля: кофейня на колесах
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам