Что такое демаркетинг

О том,  что такое позитивный демаркетинг спорят уже потому, что многие не верят, что демаркетинг может быть позитивным. В самом деле — зачем снижать спрос на товар? Это же противоречит законам бизнеса.

Законы бизнеса — не константа. А экономические теории сейчас — существенно отличаются от модели, где все решает «невидимая рука рынка». Маркетолог вообще должен скептически относиться к теории, где спросом заведует не он, используя свои знания и умения, а «невидимые руки».

Стратегии и примеры демаркетинга

Демаркетинг это — снижение спроса на товар.

Возникает логичный вопрос: а зачем снижать спрос на товар

Ответ на этот вопрос частично дали еще Маркс и Энгельс. Их экономические выкладки тоже устарели и тоже не бесспорны (мягко говоря), но кое в чем они правы.

Любой бизнес стремится сохранить свое положение на рынке. Желательно, чтобы оно было привилегированным. Предприниматель, ворвавшийся на рынок с новым предложением и ставший очень популярным может столкнуться с ситуацией, при которой он физически не может производить столько товара, сколько требуется. Инвесторов нет, да и если бы и были — делиться с ними не хочется.

Если оставить все как есть через месяц максимум появится товар-заменитель, которые просто «украдет» ту долю рынка, которую предприниматель считает своей. Поэтому спрос на товар надо снизить любыми способами.

Переход в другую ценовую категорию также часто сопровождается демаркетингом. Обычно это называют желанием избежать маргинализации бренда. То есть, акцент делается на том, что товар внезапно стал такой хороший и популярный, что привлек «нежелательные элементы». Поэтому надо повысить цену, чтобы остались одни «благородные доны».

О том что такое такой демаркетинг часто рассказывают, приводя пример с «крафтовым пабом», владелец которого вынужден повышать стоимость пива, чтобы в него не стекались маргиналы.  Хотя повышение цен — это не единственный инструмент демаркетинга, есть более эффективные. Но начать следует именно с него.

Повышение цен на товар

Кривая «спрос-предложение». Чем выше стоимость товара, тем меньше спрос. Учебник экономики для начинающих. Но иногда стоимость товара может даже привлечь новых клиентов.

Срабатывают такие факторы как «желание приобщиться к элите», нежелание искать товары-заменители или их временная недоступность. В нестабильной экономической ситуации повышение цен вызывает желание «приобрести, пока снова не подорожало». Поэтому лучше использовать более предсказуемый способ.

Ограничение рекламы

Если о товаре не узнают, то его и не купят. Но чаще ограничивают уже непомерно «раздутые» рекламные кампании. Это способствует оптимизации расходов. Которые можно перенаправить на другие нужды. Уменьшение рекламных расходов уменьшает приток новых клиентов и спрос стабилизируется или уменьшается.

Демаркетинг для смены позиционирования на рынке

Это едва ли не самое спорное решение из возможных. Дело в том, что позиционирование зависит не только от стоимости или распространенности товара. Как и в условно «элитных» заведениях не всегда высокие цены.

Так, один из культовых поэтических баров Санкт-Петербурга сохраняет предельно низкие цены на ассортимент. Вопрос «курицы и яйца»: позиционирование определяет спрос или спрос — позиционирование остается открытым. Apple, к примеру, повышение цен не пугает.

Решение сделать товар менее привлекательным для большинства, чтобы собрать больше денег с меньшинства должно приниматься, исходя в первую очередь из характеристик товара. А вдруг он меньшинству не нужен и в условной «уютной рюмочной» ему вполне комфортно?

Негативные отзывы на товары повышенного спроса

Тезис «массовое — значит плохое» и тезис «дефицит — значит хорошее» актуален и для нынешних потребителей. Эта дополнительная мера поможет «отсечь» часть клиентуры, которая так не считает. Работает не всегда, но от любителей «акционных» товаров избавится помогает.

Таким образом можно создать негативный имидж собственного бренда. Если потребителей, готовых от него отказаться, окажется слишком много, то компания вряд ли сможет удержаться на плаву. Поэтому проще самим отказаться от части потребителей.

Отказ от части ЦА

Более простой и прямолинейный способ демаркетинга. Можно прямо указать в рекламе «нежелательные элементы». Как правило, такие рекламные объявления вызывают бурную реакцию и неодобрение и спрос падает. Но чаще, если товар или услуга соответствуют стоимости, клиенты, готовые платить такие деньги и попадающие под ЦА, остаются.

Переключение внимания на другую продукцию бренда

Можно переключить внимание части ЦА на другую собственную продукцию. Или даже создать новый бренд. В основном так делают крупные корпорации, разделяя сегменты. Например, и «Бентли» и «Шкода» входят в концерн Volkswagen. Оба бренда — всемирно известны. Но покупают автомобили очень разные люди.

Прочтите также:  Индикатор Forex Insider: особенности использования для совершения успешных сделок на Форексе
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам