Управление профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками (СУПР) должна быть внедрена на каждом предприятии. Если руководитель не позаботится вопросом реализации СУПР на предприятии, то его ожидают штрафы и иные юридические последствия.

Система управления профессиональными рисками

Профессиональный риск – вероятность причинения ущерба здоровью сотрудника на рабочем месте по причине влияния негативных, опасных веществ, выполнения сложных задач.

Что входит в понятие управление профессиональными рисками

В соответствии со ст. 209 ТК РФ, это перечень связанных мероприятий для выявления, анализа уровня риска и разработки методов, направленных на его уменьшение.

Оценить результативность СУПР можно, если оценить риски на предприятии, идентифицировать опасность, а затем приступить к устранению опасных элементов трудовой деятельности. Решить эту задачу можно только на уровне системного подхода. Она делится на ряд элементов, благодаря которым можно поэтапно установить суть рисков и уменьшить их проявление.

Ряд руководителей неохотно направляют финансовые ресурсы на внедрение и реализацию СУПР, особенно если предприятие находится в объективных условиях экономии бюджета.

Однако ситуация меняется: в соответствии с приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, каждый работодатель должен анализировать и контролировать риски, даже если речь идет об офисных компаниях. Если уполномоченные лица выявят отсутствие указанного контроля, то компанию могут оштрафовать на 80 тысяч и более рублей.

В случае если работодатель и в дальнейшем откажется внедрять СУПР в деятельности компании, то наказание ужесточается.

Элементы системы управления профессиональными рисками

Даже самая профессиональная система управления профессиональными рисками содержит человеческий фактор, который может привести к ошибкам и получению подчиненными травм. Но если руководитель обеспечил строгий непрерывный контроль и работает с СУПР, это позволяет снизить вероятность негативных последствий практически до нуля.

Для достижения таких результатов нужно создать условия для оперативного учета и аудита данных, их анализа и обработки. Сотрудники должны быть внимательными даже к мельчайшим деталям. Если процедура состоит более чем из 1 этапа, то на конечный результат влияет реализация каждого из них.

Система управления профессиональными рисками должна состоять из следующих элементов:

  1. Установление рисков, которые сопровождают рабочую деятельность: для этого нужно исследовать рабочие места сотрудников, изучить их обязательства и используемые меры защиты на предприятии.
  2. Оценивание рисков по шкале от 1 до 10, при которой 1 соответствует наименьшему риску, а 10 – наибольшему. Также можно составить таблицу, которая указывает вероятность наступления того или иного риска.
  3. Создание способов, которые помогли бы уменьшить угрозу для состояния здоровья или жизни сотрудников или полностью предотвратить вероятность наступления негативных последствий. Если на предприятии уже реализованы средства защиты, рекомендуется их улучшить, дополнить. Все это сделано с одной целью – снизить проявление негативных факторов до наименьших значений.
  4. Информирование сотрудников о полученных результатах после проведенной оценки. Необходимо регулярно инструктировать их по правилам техники безопасности, составлять методические рекомендации и обеспечивать штат иными полезными материалами.
  5. Выполнение иных решений. К ним относятся мероприятия технической или административной направленности. Предварительно следует проконсультироваться с руководителем по поводу их проведения, согласовав суть мероприятия, цели, сроки.

Необходимо обеспечить последовательное выполнение работ, составив план действий. Выполнить его можно такими способами:

  • улучшение рабочего места, условий трудовой деятельности;
  • удостоверение в том, что оборудование безопасно;
  • проведение капремонта транспортных средств, механизмов.

Методы уменьшения рисков выбираются в зависимости от особенностей деятельности конкретной организации. Например, бюджетные образовательные и иные учреждения проводят монтажные работы по установке материалов с антискользящей поверхностью. Благодаря этому уменьшается риск того, что в зимнее время года при обледенении сотрудники случайно упадут и получат травму.

Система управления профессиональными рисками обладает множеством преимуществ. Она окажется полезной для любой организации, особенно для больших корпораций, где трудоустроено много подчиненных.

Внедрение системы управления профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками должна внедряться в деятельность организации в 4 этапа.

  1. В первую очередь руководитель назначает уполномоченных лиц, которые несут ответственность за внедрение СУПР. Потребуется составить указы и распоряжения, прописав в них полномочия и обязанности ответственных сотрудников. Также нужно оформить приказ о создании комиссии.
  2. Затем оформляется положение о СУПР, которое утверждается руководителем.
  3. Следующий этап – подготовка ответственных сотрудников, в обязанности которых будет входить оценка профрисков. Без подготовительных мероприятий внедрять СУПР нельзя. В противном случае неопытные сотрудники могут не заметить рисков и опасностей, которые оказывают влияние на безопасность трудовой деятельности.
  4. Заключительный этап – обеспечить условия для оперативного обмена актуальными данными, отслеживания ситуации, мониторинга и быстрого реагирования на малейшие изменения, включая чрезвычайные ситуации.

Положение о системе управления рисками на предприятии должно содержать в себе следующие сведения.

  1. Назначение документа, его цель (например, организовать процедуру управления профрисками в ООО «Компания»).
  2. Область применения документа: кто является его владельцем, что устанавливается в положении.
  3. Ссылки на нормативно-правовые акты.
  4. Общие положения.
  5. Термины, определения и сокращения, используемые в Положении (например, «Допустимый риск», «Идентификация опасности», «Оценка риска»).
  6. Организация идентификации опасностей и оценивания риска. В этот раздел включены сведения о том, кто ответственен за данные процедуры и за разработку мер управления профрисками, при каких условиях к работе привлекаются сторонние сотрудники.
  7. Идентификация опасностей и оценивание рисков. В этот раздел включены сведения о цели идентификации, этапах, мерах управления.
  8. Определение уровня риска. Указываются используемые методы, этапы процесса определения, тяжесть опасных событий (например, «Незначительный», «Высокий»).
  9. Разработка мер, направленных на предотвращение и уменьшение уровней рисков. Можно указать, какие работы и процедуры будут направлены на достижение этих целей, – например, исключение опасных видов деятельности, замена, использование технических методов для достижения безопасности, страхование.
  10. Порядок документирования результатов оценки профрисков. Можно указать, что для каждого подчиненного разрабатывается карта оценки профрисков.
  11. Приблизительный список опасностей, которые угрожают здоровью и жизни подчиненных. К ним могут относиться механические опасности (падение, удар, порез, заваливание, разрыв), термические (ожог, обморожение), климатические (заболевание, перегрев), опасности из-за недостаточного кислорода в воздухе, биометрические, химические (поражение кожи, легких, отравление, химический ожог), биологические (инфекции). Также можно указать опасности, связанные с воздействием тяжести (перегрузки, перенапряжения). Это далеко не полный перечень возможных опасностей – все зависит от специфики деятельности предприятия.

Основной нормативный акт, который регулирует систему управления профрисками, – это положение о СУПР.

Помимо этого, система управления профессиональными рисками имеет элементы, к которым выдвигаются определенные требования:

  • нахождение в общем доступе;
  • понятные условия и требования;
  • наличие основной цели в виде устранения или сведения к минимуму рисков, которые могут принести негативные последствия для здоровья подчиненных;
  • подробное информирование подчиненных;
  • грамотное распределение полномочий и обязательств между подчиненными.

Для того чтобы СУПР действительна доказала эффективность на практике, заниматься ее внедрением должен координационный совет. Если компания небольшая и оснований для формирования координационного совета нет, перекладывать работу на плечи одного сотрудника нельзя. Он должен иметь возможность в любой момент обратиться за консультацией к руководителю.

Если руководство предприятия скептически относятся к предлагаемым изменениям, так как не желает тратить на внедрение суммы средств, следует предупредить начальника о неприятных юридических последствиях. Так, если уполномоченные лица выявят нарушения в управлении профрисками, то организация будет оштрафована. Также ее заставят выплачивать материальный и моральный ущерб для тех сотрудников, которые столкнулись с вредом для здоровья.

Требования к политике СУПР

Система управления профессиональными рисками требует внимательного и ответственного подхода.

К ней выдвигаются следующие требования:

  • сфера деятельности предприятия, масштабы бизнеса соответствуют рискам;
  • количество травмоопасных обстоятельств, негативных для самочувствия факторов уменьшается;
  • СУПР соответствует законодательным нормам и правилам;
  • процедуры, анализ, выводы и другие мероприятия документируются должным образом;
  • ознакомиться с СУПР может каждый сотрудник в любой момент.

СУПР включает и статический перечень используемых методов, и свободу в проведение анализа. Повышение количества штата, внедрение новых должностей, открытие нового раздела – это вынуждает сотрудника по охране труда провести новую оценку, улучшить используемые методы управления.

Эффективность системы управления профрисками

Процедура управления профессиональными рисками должна привести к запланированным результатам.

Проанализировать результативность СУПР можно, если проанализировать такие факторы:

  • установление того, сколько сотрудников за расчетный период получили травмы, каков их характер, есть ли подчиненные, у которых диагностированы профзаболевания;
  • расчет производственной выработки;
  • получение рекомендаций, примечаний от профсоюзов, постановлений от органов контроля о нарушениях норм безопасности, жалоб от подчиненных;
  • выполнение норм ТК РФ: наличие средств защиты для каждого подчиненного, организация медосмотров, компенсации вредных условий трудовой деятельности.

Если требования СУПР не были соблюдены, то руководителю необходимо получить отчетность об этом.

Основные выводы

Каждый руководитель – как ООО, так и ИП – должен внедрить на предприятии СУПР.

В противном случае компания может столкнуться со штрафами и судебными разбирательствами по причине несоблюдения правил безопасности на предприятии. Также подать на руководителя в суд могут и сотрудники, если они получили производственную травму, однако размер компенсации оказался неудовлетворительным.

В западных странах активно внедряются оценки профрисков, СУОТ, концепции отсутствия травматизма. Этот же курс направления характерен и для Минтруда РФ. По этой причине руководителям рекомендуется разобраться с порядком внедрения СУПР немедленно.

СУПР должна быть направлена на то, чтобы свести к нулю показатели травматизма, профессиональных заболеваний. Недостаточно зафиксировать ее в положении и забыть про этот документ.

Прочтите также:  Газпромбанк премиум – современные программы кредитования
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам