Внутриотраслевая конкуренция: определение, характеристики, плюсы и минусы

Внутриотраслевая конкуренция – естественное явление в области производства и сбыта товаров, добычи ресурсов и предоставления услуг. Она позволяет сформировать оптимальную цену за единицу продукции, покрывающую расходы и обеспечивающую прибыль компании так, чтобы продукт был доступен потребителю. Борьба за первенство на рынке подталкивает конкурирующие компании совершенствовать производство и сервис, а также предлагать новые решения в данной отрасли.

Конкуренция внутриотраслевая, межотраслевая и внеотраслевая – разница

Внутриотраслевая конкуренция – это экономическое явление, определяющее соперничество в конкретной сфере производства и сбыта.

Компании, создающие аналогичные товары, стремятся завоевать доверие потребителя, повысить производительность и прибыть, совершенствуя собственное предложение.  В результате внутриотраслевой конкуренции определяется равновесная цена на данный тип товара – такая его стоимость, которая поддерживает высокий спрос, обеспечивая при этом покрытие расходов и прибыль производителя.

Внутриотраслевое соперничество может установиться между:

  • промышленными предприятиями (добывающими, очистительными станциями);
  • торговыми марками (производителями однотипных и аналогичных товаров);
  • коммерческими точками (сетями тематических магазинов, аптек, развлекательными заведениями);
  • профессионалами, предлагающими услуги в общей сфере (юристами, турагентствами, салонами красоты).

Предприятия стремятся создавать уникальные предложения и расширять охват, чтобы обойти соперников. Внутриотраслевую конкуренцию можно рассматривать в мировом масштабе (между странами и лидирующими производителями в целом), на государственном, региональном и локальном уровне.

Для сравнения, межотраслевой конкуренцией называют соперничество между разными сферами товаропроизводства и продаж на основании выгодного распределения капитала и оптимизации механизмов бизнеса. Первые места на рынке занимают те отрасли, в которых комфортные условия производства и минимальные вложения при высоком спросе на продукт позволяют поддерживать постоянный активный сбыт и высокую прибыль.

Для развития бизнеса предприниматели расширяют производственный охват, перенаправляя капиталы. Таким образом, одно предприятие может вести конкурентную борьбу с разными соперниками в каждой из занятых ниш, при этом иметь собственный рейтинг среди сильных корпораций.

Соперничество на рынке можно представить в виде древа, где внутриотраслевой уровень – это самый конкретный слой, а внеотраслевой – общий. Внеотраслевая конкуренция определяет состязание корпораций за доверие потребителя, твёрдые позиции и стабильную прибыль независимо от динамики в разных сферах бизнеса.

Движущие силы внутриотраслевой конкуренции

Конкуренция в рамках одной бизнес-сферы определяет борьбу за первенство на рынке. Это включает высокий уровень продаж, постоянный прирост доходов и поддержание положительной репутации товарного знака.

Движущими силами соперничества становятся:

  • повышение качества продукции;
  • улучшение сервиса: упаковки, обслуживания клиентов;
  • оптимизация логистики, правильный выбор точек сбыта, организация коллабораций;
  • рекламная работа;
  • повышение производительности.

Для обхода конкурентов, компании изучают спрос, собирают отзывы покупателей и разрабатывают выгодные предложения. Популярным становится товар, сочетающий качество, приемлемую цену, сопровождаемый комфортным сервисом и пребывающий на слуху. Обойти конкурентов можно в условиях дефицита, в том числе искусственного.

Чтобы выделиться на фоне соперников, компании:

  • внимательно выбирают точки продаж в местах повышенного спроса;
  • предлагают сопутствующие товары по выгодной цене;
  • дают скидки в период снижения продаж;
  • описывают преимущества собственного предложения.

Важную роль для поддержания активного спроса и уровня продаж играет общественное мнение. Положительная репутация закрепляется за компаниями, использующими экологически чистые материалы и методы производства, занимающимися благотворительностью и делающими вклад в науку. Это является движущим фактором на уровне внеотраслевой конкуренции, но также влияет на выбор покупателя. Репутация компании в целом может способствовать продвижению её товаров и опережению слабых конкурентов в отрасли. Такой эффект напрямую связан с монополизацией рынка.

К недостаткам и издержкам внутриотраслевого соперничества можно отнести жёсткие способы борьбы. Среди них появление коммерческой тайны, патентование (то есть приватизация) полезных формул, промышленный шпионаж, поглощение или вытеснение малых компаний.

Здоровая конкуренция позволяет формировать справедливые цены на товары и услуги. Для этого компании должны иметь возможность свободно предлагать свою продукцию и находиться в равных условиях.

Прочтите также:  Что такое Ecmc на карте Cбербанка, как подключить и правильно пользоваться в 2021 году
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам