Дистрибьютор и дилер отличия

На мировом торговом рынке существуют как дилерские, так дистрибьюторские компании – об этом знают все. Оба крупных игрока являются ключевым посредником между потребителем и производителем. А вот в чем отличие между ними, знают немногие.

Большинство определяет отличие между двумя компаниями по одному, казалось бы, вполне очевидному критерию – объему закупок. На самом же деле они ведут бизнес по-разному, и количество купленных товаров не так принципиально, как функционал их работы.

В материале статьи мы простыми словами расскажем, в чем же разница между этими двумя организациями.

Виды дистрибьюторов и дилеров: их обязанности и функции

Для полного понимания содержимого определим следующее:

  • Дистрибьютором называют организацию, занимающейся массовой скупкой (опт) товара у компании-производителя, которая, затем, перепродает купленную продукцию дилеру. Дистрибьюторы также известны как «распространители».
  • Дилер, в свою очередь, это фирма, закупающая товар у дистрибьютора и распространяющая продукцию мелким оптом или розницу.

Простыми словами, происходит цепочка «производитель – дистрибьютор – дилер – покупатель».

Перечень обязанностей распространителя зависит от того, насколько продукция является массовой.

В одном случае может потребоваться один человек, который осуществляет продажи нескольких партий дорогостоящей продукции – дистрибьютору потребуется отыскать рынок сбыта, заключить контракты, быть компетентным в области маркетинга.

В другом случае, если речь идет о масштабном сбыте товара, то необходимо создать штат из десятков или сотен квалифицированных работников (причем, потребуется развернуть работу за границей), связать логистику и доставку.

Распространитель получает выгоду от наценки: закупая товар оптом по сниженной стоимости, он распространяет продукцию по полной цене. Плюс ко всему, представители получают прибыль от маркетинговой сети.

Подводя итоги вышесказанному, в обязанности дистрибьютора входит:

  • Реклама, повышение и поддержание эффективности продаж, то есть, формирование маркетинговых стратегий;
  • Контроль качества товара;
  • Контроль за транспортировкой и поставкой;
  • Отчет перед дилером о совершенных операциях;
  • Создание логистических цепочек;
  • Хранение полученного товара на складах;
  • Контролирование запасов и своевременное пополнение отсутствующих позиций;
  • Соблюдение всех стандартов;
  • Анализ рынка конкурентов, состояния мирового рынка и отслеживание изменения цен;
  • Информирование бизнес-партнеров (одного или нескольких) о своей деятельности, по-другому это называется «формирование квартального отчета»;
  • Составление характеристик клиентов, сотрудничающих с посредником.

И не важно, о какой разновидности дистрибуции идет речь – вовлеченные сотрудники обязаны придерживаться этих правил.

Кстати говоря о разновидностях.

Представители делятся на два вида:

  1. Генеральный. Представители данного вида занимаются распространением продукции за рубежом своей инфраструктурой и ресурсами (например, при помощи дилерских фирм).
  2. Эксклюзивный. Из названия понятно, что в этом случае производитель заключает контракт только с одним дистрибьютором и не может проводить сделки с другими.

Теперь предлагаем разобраться с тем, чем занимаются дилеры, что входит в их обязанности и какие существуют виды данных агентов.

«Дилер» с английского переводится как «торговец». Это и понятно: основной целью дилера является успешная реализация товара. Они ищут потребителя и возбуждают интерес к приобретению.

Среди видов дилеров определяют следующие:

  1. Розничный. Это классический вид посредника между дистрибьюторской компанией и физическим лицом, имеющий цель приобрести конкретный товар.
  2. Эксклюзивный. Данный вид дилера продает клиентам редкий и оригинальный продукт в каком-либо регионе. Это может быть, например, что-то очень дорогостоящее, продукция премиального класса. При этом, прибыль дилера не ограничена.

Что же касается обязанностей дилера:

  • Поддержание территориальности реализации товара. Обычно территориальность связывают с каким-то географическим делением страны (то есть, дилер не имеет права торговать за пределами отделенной ему селом, городом, областью или страной). Это прописывается в договоре с дистрибьютором.
  • Закупка позиций в конкретном объеме. Это также указано в договоре: дилер обязан придерживаться периодичности и конкретного количества.
  • Продвижение и привлечение клиентов. Впрочем, это один из тех случаев, когда разницы между дилером и распространителем практически нет. Оба представителя обязаны реализовывать продукцию и делать ее привлекательной для потребителей. Остается единственный вопрос, какие инструменты для этого использовать. Так, дилерские сети объявляют акции и организовывают рекламные мероприятия.
  • Обслуживание клиентов на высоком уровне. Не стоит забывать, что, несмотря на то, что дилер не является прямым производителем позиций, а реализовывает его продукцию, он, тем не менее, считается лицом бренда. Это объясняется тем, что у клиента формируются отношения с торговой маркой посредством именно дилера, что, естественно, влияет на то, будет ли вообще продаваться данная продукция.

Чем занимаются дистрибьюторы

Что же делает дистрибьютор

Это – официальный представитель бренда, заинтересованный в продвижении исключительно избранной компании. Как было сказано выше, он занимается сбытом товара оптом. Тот, кто занимает эту должность, имеет право на защиту товарного знака. При этом, все претензии к качеству продукции принимает, обрабатывает и оперативно исправляет именно распространитель, а не производитель. Распространитель постоянном ищет посредников, наращивает объемы продаж, создает дилерские сети, приносящих стабильный доход.

Чем занимаются дилеры

Дилер занимает предпоследнее место в сложном круговороте реализации продукта и контактирует напрямую с покупателями. Заключая договор с торговой маркой, агент обязан осуществлять активные продажи позиций. Если агент не занимается продвижением, а, соответственно, не выполняет план продаж, то компания может прекратить сотрудничество. Представители фирмы не обязаны заключать контракты только с одним распространителем, они в праве сотрудничать с несколькими партнерами и представлять интересы нескольких брендов.

Основные отличия дистрибьюторов от дилеров

Итак, вот перечень отличий:

  1. Дистрибьютор обязан действовать от имени торговой марки и придерживаться строгих правил, в том числе и подчиняться политике ценообразования. Дилер же в этом вопросе свободен: приобретая нужные позиции за свои деньги, он самостоятельно определяет стоимость.
  2. Первый обязан раскрутить бренд, создать широкую сеть, а второй – правильно преподнести клиенту товар и выгодно сбыть его, а популярность фирмы для него не имеет большого значения.
  3. Для обеих сторон важно создать верные маркетинговые стратегии. Однако распространители сосредоточены на реализации, нежели на создании положительного общественного мнения.
  4. Договор обязывает дилера заниматься исследованием целевой аудитории и заниматься послепродажным обслуживанием товара. Тем не менее, у него есть защита от претензий к качеству, которые адресуются производителю. Распространитель, несет ответственность за качество и хранения товара, возмещая убытки за свой счет.

Последний пункт в данной статье должен раз и навсегда разграничить эти два понятия и дать читателю четкое представление о различиях между этими двумя посредниками.

Прочтите также:  Категорийный менеджмент
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам