Основные концепции управления персоналом: от теории к практике

Любая концепция и любые методики управления персоналом — не математическая формула. Но и не философский трактат в духе конфуцианства или сочинений русских философов начала века с их «духовностью».

Менталитет, религия, философия, этика оказали влияние на формирование таких концепций. Но, учитывая глобализацию, смешение культур и возрастающую роль транснациональных связей даже на уровне среднего бизнеса, можно найти компанию из юго-восточной Азии, концепция организации работы персонала которой основана на этике голландских протестантов. Или же предпринимателя из Тверской области, ознакомившегося со всеми трудами американских топ-менеджеров конца 20 века.

Иногда из этого получается забавная, но действенная смесь «французского с нижегородским». Но разрабатывая стратегический план нельзя забывать о исторических и культурных особенностях.

Можно пойти по другому пути: полностью копировать разработанную в других условиях систему. Иногда это тоже работает. И тоже — забавно выглядит. Достаточно вспомнить первый опыт реализации концепций американских способов руководства в российских городах вроде Новосибирска.

Основные западные и восточные концепции управления персоналом

Исторически, концепции управления персоналом разделяют на «западную» и «восточную». И где-то между ними находится (а точнее — все никак не находится) особый русский путь. Философски, персонал может рассматриваться как личность и как ресурс. Но понятия эти — абстрактны, неполны и неприменимы на практике.

Любая современная комплексная концепция управления персоналом подразумевает комбинацию «западного» и «восточного» подхода. Ведь любая единица в коллективе — это и ресурс и личность.

Как следствия, для руководства необходимо:

  • определить качество и количество ресурсов (и соответствие персонала этим критериям);
  • определить степень заинтересованности трудового ресурса в работе (что подразумевает восприятие каждого члена коллектива как личности);
  • разрабатывать стратегию развития персонала, возможности для улучшения взаимодействия на всех уровнях, профессионального и личностного роста.

То есть, любую систему управления нельзя рассматривать без анализа потенциала компании, рабочего коллектива, работника.

Принципы и методы управления персоналом: иерархичная система или отдельная структура?

Иерархия компании, руководству которой необходима концепция руководства подразумевает, что один и тот же человек (кроме низшего звена) — и субъект управления и объект управления. В отдельных случаях часть полномочий перекладывается на отдельную структуру.

Которая занимается:

  • формированием кадровой политики;
  • общими организационными и маркетинговыми вопросами;
  • развитием структуры для организации и самоорганизации процессов.
Прочтите также:  Какие нужны документы, чтобы открыть кафе

Но даже в этом случае не получится полностью ликвидировать иерархичную структуру «от руководителя — к подчиненному».

Стратегическим развитием систем управления в компаниях на постсоветском пространстве занимается руководство. На Западе — тяготеют к выделению отдельной структуры. На условном «востоке» — отдают предпочтение комбинированному принципу.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам
Adblock
detector