Разница между маржей и наценкой

Каждое торговое предприятие направлено на то, чтобы закупить продукцию по наименьшей цене и продать по наибольшей. Для того чтобы сформировать оптимальную стоимость товара, компании обращаются к показателям наценки и маржи. Данные понятия не синонимичны и рассчитываются по разным формулам. Рассмотрим, в чем состоит разница между маржей и наценкой и как определяются эти показатели.

Разберемся подробнее, что такое наценка: формула расчета

Наценка – увеличение закупочных расценок на продукцию, которые формирует доход предприятия.

Она необходима для того, чтобы не только покрыть расходы на перевозку продукции, зарплату подчиненным, аренду офисных и складских помещений, но и получить прибыль.

Так, если аптека продает витаминный комплекс за 500 рублей, закупая каждую единицу за 400 рублей, то 100 рублей представляют собой абсолютную добавочную цену. Однако для определения финансовых показателей используются не абсолютные, а относительные, процентные, что позволяет проводить сравнение показателей. В процентном соотношении дополнительная плата составит 25%: (абсолютная наценка/закупочная стоимость)*100% = 100/400*100%.

На размер наценки влияют тип товара, рыночные явления, уровень конкуренции. Имеют значение расходы на транспортировку продукции, ее хранение, упаковочный материал. Также важны предпочтения и требования потребителей.

Так, нужно принимать в учет следующее:

  • чем больше у продукции преимуществ, по сравнению с товарами от конкурентов, тем выше можно устанавливать доп. плату;
  • чем выше лояльность потребителей и престижнее бренд, тем выше устанавливается добавленная стоимость;
  • если объемы производства маленькие, то добавленная стоимость должна быть высокой, а если большие – низкой.

Если добавленная плата рассчитана грамотно, то благодаря этому можно не только покрыть все расходы на закупку и продажу продукции, но и обеспечить прибыль.

Ни верхний, ни нижний предел добавленной платы ничем не ограничен. Каждой организации необходимо самостоятельно рассчитать этот показатель. Компания рассчитывает его исходя из рыночных цен конкурентов на такой же товар, после чего добавочная стоимость указывается во внутренней нормативной документации.

Прочтите также:  Что снижает вероятность получения кредита в банке?

В зависимости от размера наценка может быть базовой, дополнительной и посреднической. В первом случае в учет принимаются показатели доходности на единицу товара в соответствии с производственным планом. Во втором случае добавочная стоимость используется, когда потребитель выдвигает к продукции дополнительные требования (свойства и характеристики, функции). Посредническая доп. плата рассчитывается, когда компания торгует товарами в розницу, и в договоре принимает участие и посредник.

Также существуют товары, цена которых регулируется государством: школьное и детсадовское питание, продаваемые на Крайнем Севере товары. Территориальные органы власти устанавливают на указанные категории свои наценки. Стоимость ряда лекарств и медицинских изделий устанавливается только государством.

Что такое маржа и формула расчета

Маржа – разница между отпускной ценой и стоимостью закупки.

Это прибыль предприятия на одну единицу продукции. Она рассчитывается от итогового ценника товара и демонстрирует рентабельность продажи. Это первый вид прибыли, которую получает предприятие. Данный экономический показатель показывает доходы бизнеса за вычетом расходов на производство продукции или ее закупку.

Для того чтобы проанализировать финансовые результаты, необходимо воспользоваться относительным показателем маржи: (маржа/отпускная стоимость)*100% = (100/500)*100% = 20%. Таким образом, отпускная цена состоит из 80% себестоимости и 20% маржи. С каждого рубля за проданные витамины аптека получает 20 копеек прибыли. Данный показатель демонстрирует прибыльность продукции, результативность деятельности предприятия.

Если наценка может быть больше 100%, то маржа всегда меньше 100%. Чаще всего ее расчетами занимаются в конце отчетного периода. Это позволяет установить, насколько деятельность предприятия оказалась результативной.

Выводы

Если бизнес перестал приносить прибыль, то руководителю придется воспользоваться одним из таких вариантов действий:

  • увеличить добавочную стоимость;
  • найти другого поставщика с доступными по цене товарами;
  • оформить с поставщиком договор на уменьшение закупочной цены и себестоимости;
  • найти другое помещение, аренда которого обходится дешевле;
  • повысить объемы продаж;
  • перейти на продажу продукции, которая приносит компании наиболее прибыль.

Таким образом, наценка считается от закупочного ценника, а маржа – от отпускной цены.

Первая позволяет установить добавочную стоимость к товару, а вторая – прибыльность продукции, результативность работы. Маржа тем выше, чем выше доп. цена, однако последняя всегда выше маржи.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам