Теории лидерства в менеджменте

Понятие «лидер» в менеджменте подразумевает широкий набор качеств, необходимых для управления как небольшим коллективом, так и государством. Ученые рассматривают лидерство с различных точек зрения.

К основным теориям лидерства в менеджменте относят:

  • теорию лидерских качеств;
  • поведенческую;
  • ситуационную;
  • основанную на эмоциональном интеллекте.

Каждый подход выделяет свойства, которые выводят индивидуума в лидеры.

Подход с позиции личностных качеств 1930-1950 гг.

Лидерство стали рассматривать как объект исследования в начале прошлого века, когда внимание ученых привлек феномен управления.

Но только в начале 1930-х лидерство подверглось систематическому изучению. Исследования проводились для выявления личностных качеств, свойственных успешному руководителю. Теория больше известна как «теория великих людей». Считалось, что эффективным лидерам присущи общие качества. Если достоверно определить такие черты, то любой человек сможет воспитать их в себе и стать хорошим начальником. Среди основных черт лидера назывались честность, интеллект, приобретенные знания, харизматичная внешность, ясность ума, специальное образование, амбициозность.

В 1940-х годах развитие теории лидерства в менеджменте продолжил американский исследователь Р. Стогдилл, который выстроил иерархию личностных качеств лидера в физиологическом, интеллектуальном, психологическом и личностном плане. Однако позже исследователь пришел к выводу, что люди, обладающие похожим набором черт, не всегда становятся лидером. Многое зависит от обстоятельств, которые детерминируют поведение человека. То есть по сути Стогдилл перешел к ситуационному подходу в изучении лидерства.

Поведенческий подход

В поведенческой теории лидерство рассматривается как постоянная величина в виде набора привычных моделей поведения руководителя. Исследователи выделяют несколько стилей лидерства.

Большой вклад в развитие поведенческой теории внесли К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блейк и Д. Мутон.

В поведении руководителя К. Левин выделил три стиля:

  • демократический (решение принимает коллектив совместно с руководителем);
  • автократический (решение принимает руководитель);
  • попустительский (решение принимает коллектив).

В результате исследований ученым было выявлено, что демократический стиль наиболее эффективен.

Р Лайкерт выделил градацию стилей руководства – от эксплуататорско-авторитарного до демократического. Наиболее приемлемой является система группового участия, когда решения принимаются руководителем совместно с коллективом.

Р. Блейк и Д. Мутон также работали над определением поведенческих норм руководителя и предложили собственную трактовку стилей, которую назвали «Решеткой менеджмента». Основным пунктом теории ученых является комбинация двух составляющих – отношение к подчиненным и отношение к производству. По сочетанию этих двух подходов, проявляющихся в разной степени, определяется лидерский стиль.

Ситуационный подход

Ситуационные теории основываются на утверждении, что лидер проявляется в результате стечения обстоятельств в данном месте и в данный момент времени.

Согласно Г. Персону можно выделить две предпосылки для появления лидера:

  1. Набор качеств определяется ситуацией;
  2. Лидерские качества основаны на предшествующем опыте лидера.

Ситуационные теории развиваются в двух направлениях. В первом лидерское поведение считается зависимым от ситуации, во втором переменной является ситуация, на которую влияет руководитель.

Основоположником ситуационного подхода считается Ф. Фидлер.

Ученый создал модель руководства, в которой выделил три переменные, оказывающие влияние на поведение лидера:

  1. Степень доверия между руководителем и подчиненными;
  2. Структура задачи;
  3. Должностные полномочия руководителя.

Фидлер определил два фактора для успешного руководства:

  • Лидеры, ориентированные на достижение результата, обеспечивают высокую производительность в любых условиях;
  • На качество деятельности руководителя влияют как стиль, так и ситуация.

Поэтому главным фактором достижения успеха коллективом становится соответствие ситуации и стиля лидера.

Чтобы добиться эффективности следует выбрать один из двух способов:

  • Подобрать лидера к ситуации;
  • Изменить ситуацию.

Основу теории жизненного цикла Херси и Бланшара составляет положение о том, что лидер может действовать эффективно только в том случае, если исполнители достигли определенной зрелости. Под зрелостью подразумевается уровень квалификации, опыт сотрудников, стремление добиться поставленной цели.

Ученые выделили четыре стиля руководства, которые зависят от зрелости коллектива:

  1. Приказывающий. Используется при низком уровне зрелости исполнителей. Лидер ориентирован на выполнение задач;
  2. Продающий. Начальник в одинаковой степени ориентирован на поставленную цель и коллектив;
  3. Участвующий. Происходит переориентация с задачи на людей с характерной поддержкой подчиненных;
  4. Делегирующий. Делегирование полномочий коллективу с низкой ориентацией на решение задачи.

При ситуационной оценке лидерства эффективность управления ставится в зависимость от нескольких факторов:

  • понимание руководителем ситуации;
  • давление, оказываемое ситуацией;
  • существующие возможности изменения ситуации.

Не менее важным условием является понимание лидером сложности ситуации.

Лидерство на основе эмоционального интеллекта

Эмоции каждого члена коллектива, а особенно лидера, играют большую роль в процветании бизнеса.

Человек, который способен проявлять энергию и энтузиазм, добивается успеха.

Подход на основе эмоционального интеллекта основан на умении адекватно оценивать, понимать себя и других людей. Впервые об этом написал Д. Гоулман, который считал основой успешного лидерства умение управлять эмоциями людей. Исследователь объяснил физиологические основы эмоционального интеллекта, который в деятельности руководителя намного важнее, чем набор знаний.

Ученый выделил два типа лидерства – резонансный и диссонансный. Диссонансный лидер – это деспот, тиран, демагог, который создает в коллективе гнетущую атмосферу. Резонансный руководитель всегда тонко ощущает эмоции подчиненных и направляет их чувства в нужное русло.

Навыки и компетенции лидера с эмоциональным интеллектом

Д. Гоулман выявил четыре компонента эмоционального интеллекта:

  1. Самовосприятие (способность понимать собственные сильные и слабые стороны, готовность обучаться и спокойно принимать критику);
  2. Управление собой (умение контролировать негативные эмоции, сохранять спокойствие в стрессовой ситуации);
  3. Социальная восприимчивость (проявление эмпатии, способность найти общий язык с любым человеком);
  4. Управление отношениями (эффективное выстраивание отношений, способность оказывать влияние на людей).

Гоулман и его коллеги убеждены в том, что развить эмоциональный интеллект путем постоянных тренировок перечисленных навыков может каждый человек.

Прочтите также:  Аренда сейфовых ячеек в банке все что нужно знать!
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам