Есть много теорий, создатели которых предпринимают попытки объяснить появление лидерства в разных социальных группах. Одни ученые уверены, что лидерство базируется на индивидуальных личностных особенностях, другие – что оно зависит от целого ряда других условий.
Лидерство в системе менеджмента: суть вопроса
Существует 2 подхода к изучению этого явления – традиционный и современный. Традиционный подход направлен на исследование авторитарного, демократического и попустительского стилей управления. Современный подход предполагает наличие атрибутивного, харизматичного и преобразующего лидерства.
Лидерство в менеджменте: определение и составляющие
Лидерство – тип управленческих взаимоотношений между лидером и подчиненным, которые направлены на мотивирование людей к достижению общегрупповых целей.
Лидер должен уметь влиять на людей и их поступки, направлять усилия сотрудников на достижение целей, которые важны для компании. Результативность деятельности складывается от объема власти и его вида.
Функции лидера:
- постановка целей;
- выявление средств для достижения целей;
- мотивация людей достигать поставленные цели;
- исправление поведения людей;
- ориентация усилий на достижение поставленных целей;
- разработка системы одинаковых способов восприятия действительности и культурно-социальных норм в группе.
Лидерство – это в менеджменте неоднозначный вопрос. Оно предполагает высокое положение человека в группе, что определяется признанием его результатов работы другими членами данной группы. В то же время это процесс внутреннего управления в соответствии с инициативой членов группы.
Чтобы стать лидером, потребуется:
- достигать больше результатов, по сравнению с коллегами;
- добиться того, чтобы члены группы согласились с высокой ценностью достигнутых результатов;
- поставить общие для группы цели по своей инициативе.
Выглядит это следующим образом. В группе существуют мотивирующие и вдохновляющие ее цели. Средний сотрудник добивается в их достижении значительных результатов. Затем он информирует об этом коллег и устанавливает новые общие для группы цели для ее же блага.
Есть разные виды лидерства в менеджменте – например, организаторское, творческое, дипломатическое, обслуживающие, поддерживающее. Также оно может быть формальным (обусловленным занимаемой должностью в компании) и неформальным.
Лидерство в менеджменте: теоретический прорыв
В истории встречалось множество примеров лидеров, однако попытки описать связь их личностных качеств с жизненным успехом теряли причинно-следственную связь.
Так, Кутузов и Суворов формируют впечатление лидеров, однако их набор личных качеств антагонистичный.
Теоретический прорыв наступил, когда ученые перешли от изучения личных качеств к изучению поведения лидера в общих чертах. Данный инструмент называется «Управленческой решеткой» Блейка – Моунтон. Она состоит из двух осей: ось по горизонтали выражает результаты, по вертикали – отношения к людям и между людьми.
- «Стиль загородного клуба» предполагает удовлетворение нужд членов группы, что формирует положительную атмосферу.
- Стиль «Командное управление» – обусловленность коммерческих успехов сотрудниками, которые преданы своей деятельности. Направленность на выполнение организационных целей формирует взаимоотношения, основой которых выступают взаимоуважение и доверительность.
- «Обедненный стиль»: для достижения коммерческих результатов, которые нужны для сохранения компании, прикладываются минимальные усилия.
- «Озадаченный стиль»: производственные результаты зависят от оборудования, техники и иных подобных условий, где человеческий фактор, межличностные отношения и прочие аспекты почти полностью отсутствуют.
Лидерство в менеджменте: создание классики Фидлером и Хаузом
Лидерство и управление командой были рассмотрены Ф. Фидлером, который выдвинул такие предложения:
- в стиле менеджмент-лидерства находит отражение мотивация лидера;
- сложившиеся обстоятельства воздействуют на поведение лидера;
- оба указанных выше фактора оказывают влияние на результативность лидерской деятельности.
В то же время ученый указывает на дополнительный признак человека-лидера – терпимость к членам группы, которые не предпочтительны в ней. Американский психолог сформировал связь между терпимостью и результативностью деятельности через уровень контроля над сотрудниками, который формируется из взаимоотношений между лидером и сотрудниками, из его влияния и структурированности задания.
Целенаправленная лидерская деятельность в этой ситуации не занимает центральное положение.
Также попытку описать менеджмент-лидерство предпринял Р. Хауз в 1971 году. По его утверждению, есть 4 стиля лидерства – директивный, поддерживающий, координирующий и нацеленный на результаты.