Японская модель менеджмента

Сегодня Япония считается сильнейшим игроком на мировой экономической арене. Регуляция государством социальной политики не одно десятилетие остается на высшем уровне. Всё это благодаря блестяще разработанной и действующей по сей день японской модели менеджмента.

Особенности японской модели менеджмента

Управление компаниями в Японии тесно связано с социально-экономическим устоем государства.

В основе японской модели менеджмента лежит коллективизм, в котором также задействуются все психологические и моральные способы влияния на индивидуума.

Основной и определяющий принцип поведения рабочего чувство долга перед коллективом.

Также поддержанию чувства коллективизма помогает фискальная система Японии: структура системы направлена на сведение расслоения населения по уровню благосостояния к минимуму. Подобная направленность практики управления персоналом сформировалась в государстве в сороковых годах прошлого столетия, в условиях экономического кризиса послевоенного времени.

Характерные черты японской модели менеджмента укладываются в несколько лаконичных пунктов:

1)    система Канбан (производственная практика по правилу «точно в срок»);

2)    приоритетность интересов потребителя;

3)    гибкость организации структур управленческого и производственного персонала;

4)    прозрачность и гласность системы управления;

5)    стратегия на опережение;

6)    аналитическая система управленческого контроля;

7)    слаженное управление качеством.

Японская модель управления

Японский менеджмент много лет поддерживается на высшем уровне благодаря строжайшей исполнительской дисциплине.

Это чувство они воспринимают как собственную честь, что позволяет рабочим по максимуму выполнять все задачи в рамках практики Канбан.

Тщательно спланированный подход к управлению персоналом обеспечивает доставку заказов на производственную локацию с точностью до часа. В свою очередь, это позволяет минимизировать необходимость в складских и производственных площадях, товарных резервах, устранить такой фактор, как незавершенное производство, а также увеличить скорость обращения финансовых средств.

Японский менеджмент на промышленных предприятиях предполагает прекращение выпуска невостребованных товаров, которые способны привести к накоплению предметов неоконченного производства. Вышеперечисленные черты японского менеджмента позволяют оптимизировать труд рабочих и достигнуть эффективной работы всех членов компании.

В японской системе менеджмента основным приоритетом является вопрос качества. Речь идет не только о качестве производимой продукции, но и о качестве выполнения работы на участке производства руководящего им работника.

Развитие японской модели менеджмента

Японский менеджмент прошел за годы истории не один этап развития.

Прочтите также:  Реклама пиццы: эффективные и неэффективные способы

Главным фактором возникновения практики управления стало поражение государства во Второй Мировой войне. В те годы японцы стали изучать модели управления в других государствах. По мере развития своей модели японцы опирались, в первую очередь, на американскую систему управления, которая была разработана еще Генри Фордом.

Основателями японской модели менеджмента считаются Курата, Мацусита Коюсукэ, Ибука Мисару, Исизака, Хонда Сончир, Акио Морита и некоторые другие экономисты.

Японский менеджмент называют еще «менеджментом с человеческим лицом». Причиной этому служит сохранение государством местных традиций и ценностей по мере формирования модели управления, а также осознание необходимости борьбы с бедностью населения в послевоенные годы.

То есть, японский менеджмент развился отчасти под влиянием локальных традиций, а отчасти как следствие американской оккупации. Так в сороковых годах был сформирован идеальный менеджмент, направленный на качество работы каждого работника и на постоянную минимизацию издержек.

Японский менеджмент

Японская модель управления отличается тем, что в ней полностью отсутствуют бюрократические проволочки, которые, как известно, лишь замедляют процесс производства.

В Японии быстро перенимают новые методы организации производства и внедряют их в собственную экономическую модель. Такая адаптация позволяет непрерывно анализировать зарубежные достижения и получать выгоду из чужого опыта.

Особенности японского менеджмента заключаются в том, что большая часть японских компаний отличается гибкой организационной структурой, а в систему Канбан вовлекаются только специалисты с высокой квалификацией. Также важная роль в японской системе управления отдается принципу непрерывного обучения сотрудников. Целью данного обучения служит повышение мастерства работника для блага общих интересов коллектива, а не улучшение его материального благоустройства.

Большое значение в японской модели менеджмента отдается способности производственного процесса к мгновенной трансформации. Она необходима по причине постоянно меняющихся интересов потребителей.

Японская система управления

Слаженность японской системы управления обеспечивается тем, что на предприятия в Японии набираются только специалисты с высокой квалификацией, а технологическое оборудование подбирается с большой грамотностью.

Редкий японский рабочий не владеет несколькими смежными специальностями.

Как правило, сотрудник японского предприятия способен работать на нескольких участках производства. А профессиональное оборудование зачастую модернизируется уже на предприятии, что позволяет сделать рабочий процесс максимально удобным и, как следствие, продуктивным.

Прочтите также:  Определение волатильности рынка при помощи индикатора Standard Deviation

Промышленное производство в Японии подчинено выработке коллективного решения. Японский метод управления отличается базированием на коллективном участии. Общая деятельность и политика среднего японского предприятия совершенно прозрачна и гласна. Все японское общество держится на чувстве коллективизма, а производственные ячейки – тем более.

Японский рабочий понимает свою индивидуальность как принадлежность к группе. По этой причине в Японии практикуется система пожизненного найма. Сотрудники обеспечены гарантией занятости, что приводит государство к стабильности в плане трудовых ресурсов. Но это и неудивительно в условиях отсутствия рисков увольнения и постоянной возможности продвижения работника по карьерной лестнице.

Система управления производством в Японии ориентирована на производство товаров, которые максимально удовлетворяют регулярно меняющиеся запросы потребителей. А эта цель обеспечивается отказом от узкой производственной специализации, воспитанием универсального сотрудника и развития системы, которая минимизирует возможность выпуска некачественной продукции.

Примеры решения задач

Существует знаменитая японская финансовая практика – это конвертация облигаций, в будущем трансформируемые в обыкновенные акции. Разберемся

Вкладчик получает прибыль какое-то оговоренное время это называется купон по облигации, а затем меняет (вместо продажи облигаций в срок их погашения) на акции предприятия и получает уже премию как акционер, а компания – дополнительный источник финансирования.

Если темпы экономического роста падают, а конъюнктура снижается, то компания меняет финансовую политику и внедряет, в разных соотношениях, акционерный капитал, долговременные обязательства и ссуды. В этих же условиях переформировываются инвестиционные программы, ограничивается размер привлеченного капитала.

В такой среде создаются специальные отделения и комитеты менеджмента организации взаимодействия между службами, а также развивается практика комплектации программно-целевых управлений.

Спасибо за внимание!

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам
Adblock
detector