Сейчас сложно найти людей, которые не пользуются пластиковыми дебетовыми или кредитными картами. В России, по данным статистики, почти 100 % граждан используют безналичный способ оплаты товаров и услуг. Но мало кто знает, как проводятся такие операции. Всю работу берет на себя банк-эмитент. Разберемся, что такое организация банк-эмитент и как это работает?
Что такое банк-эмитент
Банк-эмитент это финансовая организация, осуществляющая выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт
Учреждение обязательный участник системы платежей. Банк выступает в качестве гаранта выполнения денежных обязательств, которые появляются у держателя кредитной (дебетовой) карты в процессе ее использования.
Эмитентами выступают предприятия, учреждения, организации, различные структуры федерального уровня. Все субъекты должны отвечать главному требованию нести ответственность за выполнение возложенных обязанностей и иметь возможность работать с финансовыми средствами.
Например, карты любых банков принимаются при расчете потому, что выдавший их банк гарантирует обеспечение перевода денег получателю, если на карте клиента их достаточно.
Термин эмитент в широком смысле слова
Эмитент учреждение (организация), которая выпускает разные типы расчетных документов (деньги, ценные бумаги, акции, облигации, платежные карты, дорожные чеки).
Регулирует все процедуры, связанные с платежами и переводами, Центробанк.
Все эмитенты, работающие в проделах России, должны быть лицензированы Центральным Банком. Финансовый контролер ведет соответствующий реестр, внося новые организации и исключая учреждения, которые больше не могут заниматься финансовой деятельностью.
Функции банка эмитента
- выпуск, выдача гражданам. Перед оформлением клиенту открывается банковский счет. Фактически, пластиковая карта считается собственностью финансового учреждения, граждане ей только пользуются;
- авторизация. Банк дает ответ на запросы компаний о возможности проведения платежей от конкретного клиента;
- оплата счета фирмы, в которой пользователь покупал товары или оплачивал услуги. Перечисление денег производится путем списывания нужной суммы с расчетного счета клиента;
- формирование и выдача заявителю отчета (выписки) обо всех произведенных операциях за указанный период. Если у пользователя есть долг перед банком, сроки уплаты и размера указывается там же;
- обеспечение безопасности (блокировка счета, составление отчета по утерянным (украденным) банковским картам);
- передача информации другим финансовым организациям;
- проведение бухгалтерского учета всех операций;
- рассмотрение обращений граждан, составление ответов.
Кредитные учреждения исполняют функции эмитента или эквайера (или обе одновременно). Например, если деньги с карты Сбера снимаются в банкомате ВТБ24, эмитент Сбер, а эквайер ВТБ24. Если процесс проходит в рамках одной финансовой организации, она выступает как банк-эмитент, обслуживая карты, и как эквайер, проводя все платежи.
Как совершается транзакция
Осуществляя в магазине безналичный расчет, люди не знают, сколько процессов в этот момент происходит.
Пока гражданин рассчитывается на кассе торговой точки, эквайер направляет запрос в обслуживающий клиента банк для получения разрешения выполнить требуемую операцию.
Запрос передается не финансовой организации, а юридическому лицу, которое обеспечивает взаимодействие технологического и информационного характера между субъектами, производящими расчеты (прессинговому центру). В крупных банках есть свои технические отделы. Небольшие учреждения пользуются услугами посредников.
Последовательность совершения транзакции следующая:
- Получив запрос, прессинговый центр передает его эмитенту.
- Обслуживающий банк рассматривает его и направляет ответ (одобрено, отклонено).
- Денежной операции присваивается авторизационный код.
- Если проблем с платежом нет, Центр дает положительный ответ эквайеру.
- Денежные средства списываются со счета и переводятся банку, который обслуживает клиента.
Вся процедура совершается за несколько секунд. При возникновении сбоя или направлении отказа эмитентом платеж не проходит.
Права банка эмитента
Финансовые учреждения, выпускающие свои дебетовые и кредитные пластиковые карты, в договоре банковского обслуживания, детально прописывают правомочия банка в процессе работы с клиентами гражданами.
Основной акцент в документе сделан на физических лиц. Организации априори оформлять карты не могут. В сфере работы с гражданами права банков-эмитентов прописаны, исходя из цели получить больше прибыли.
Кредитная организация вправе совершать следующие действия:
- Контролировать счета пользователей, выявляя совершение подозрительных, неправомерных операций.
- Блокировать расчетные счета при обнаружении совершенных подозрительных, неправомерных операций.
- По собственной инициативе односторонне расторгать договора с клиентом, если для этого есть веские причины.
- Отказывать пользователям в обслуживании, выдаче или перевыпуске карты при определенных условиях.
- Предлагать клиентам перечень дополнительных услуг возмездного характера.
В этом перечне содержатся ключевые права финансовых учреждений, касающиеся выпуска и обслуживания дебетовых и кредитных карт. Чтобы ознакомиться с полным перечнем прав, необходимо почитать договор банковского обслуживания. В этом документе правомочия прописаны по пунктам.
Российское законодательство федерального уровня содержит законы, подробно и четко регулирующие особенности взаимодействия кредитных организаций-эмитентов с гражданами. Дополнительно вводить права, не указанные в нормативных актах, банки не вправе.
Обязанности банка эмитента
При взаимодействием банков-эмитентов с пользователями дебетовых и кредитных карт финансовые учреждения несут ряд обязанностей.
Главное требование к банкам обеспечивать безопасность расчетных счетов клиентов и неприкосновенность денежных средств, находящихся на них.
Вторая ключевая обязанность кредитного учреждения открывать счета, выпускать карты, круглосуточно обеспечивать неограниченный доступ клиенту к деньгам.
Иные обязанности банков-эмитентов:
- бесплатно перевыпускать карты по истечении срока их действия;
- выплачивать деньги в качестве возмещения, если средства гражданина были потеряны по вине банка;
- предоставлять пользователям информацию, касающейся карты ил расчетного счета, в дистанционном формате или при личном посещении;
- проводить операции по дебетовым или кредитным пластиковым картам в течение нескольких секунд;
- выдавать наличные в кассе банка;
- обеспечивать нормальную работу пластиковой карты за рубежом, если конкретная платежная система предусматривает такую возможность;
- производить конвертацию при расчетов за границей.
Дополнительные обязанности кредитных учреждений также содержатся в договоре обслуживания.
Банки-эмитенты контролируют все денежные операции клиентов по картам и защищают деньги пользователя от незаконных посягательств.