Координация в менеджменте

Для получения желаемого результата в любом деле члены команды и инструменты должны работать слаженно, преследовать общие цели и задачи. Для синхронизации и взаимосвязи всех частей фирмы используется координация. Она обеспечивает целостность и согласованность, а также полноценное функционирование всех отделов компании и участников процесса. Давайте разберёмся, что такое координация как функция управления и как она работает.

Координация − смысл и задача

Основная задача координации в менеджменте – это обеспечить согласованность деятельности руководства и сотрудников фирмы, а также всех задействованных в процессе инструментов. Синхронизация происходит во времени и в пространстве, внутри системы, между предприятием и внешней средой.

Координация – это основная функция всех процессов управления.

С её помощью обеспечивается беспрерывность и эффективность работы предприятия.

Главными приоритетами координации в менеджменте выступают следующие факторы:

  • согласование и слаженность;
  • сбалансированность и равновесие;
  • страхование и прогнозирование;
  • резервирование и управляемость.

Для нормального функционирования координация использует следующие источники:

  1. Документальные источники. Это отчёты, аналитические материалы, статистические данные, докладные и другие виды документов.
  2. Результаты обсуждений. Принимаются во внимание обсуждения планёрок, совещаний, собраний фирмы на разных уровнях.
  3. Технические средства связи. Помогают быстро реагировать на отклонения при нормальном течении дел или форс-мажорах в фирме.

С помощью различных возможных методов происходит взаимодействие между подразделениями и рабочими группами внутри организации, управление ресурсами компании. Обеспечивается согласованность в работе на всех стадиях процесса управления предприятием: планирование, организация производства, реализация продукции или услуг, мотивация и контроль на всех уровнях.

Координация системы с внешней средой реализовывается через руководителей высшего уровня. Её проведение посредством информационных систем происходит с помощью обмена информацией между сотрудниками, рабочими группами, подразделениями предприятия. Она производится традиционным способом – обменом бумажной документацией – или с помощью электронного документооборота и переписки между подразделениями.

Координация в менеджменте – элемент, без которого работа фирмы не будет эффективной. Если в предприятии не создано формальных механизмов координации на разных уровнях системы, рабочий процесс может оказаться не организованным. А значит, в работе подразделений не будет должного порядка, эффективность работы снизится и приведёт к убыткам компании.

Прочтите также:  Возможно ли взять ипотеку без первоначального взноса?

Чем выше степень разделения труда, теснее взаимосвязь подразделений, тем более необходима координация. Но если в процессе участвует лишь 2-5 человек, то её не требуется. Поэтому сложнее выстроить координацию в крупных фирмах, в коллективах с большим количеством человек.

Характер процессов координации

По характеру координация как функция менеджмента бывает нескольких видов:

  1. Превентивная. Направлена на прогнозирование и предвидение проблем и трудностей;
  2. Регулирующая. Необходима для работы компании в штатном режиме. Способствует сохранению текущей схемы работы;
  3. Устраняющая. Необходима для устранения сложностей, проблем, перебоев в работе фирмы;
  4. Стимулирующая. Улучшает работу всей компании и её отдельных подразделений. Применяется и при наличии сложностей, и в обычное время для увеличения прибыли фирмы.

Механизмы координации

Координация проводится с помощью разных механизмов.

Причём предприятие использует только один из них или сразу несколько:

  1. Неформальная непрограммируемая. Происходит в добровольном порядке, не планируется предприятием. Такую координацию невозможно предвидеть, запрограммировать, сложно анализировать. Она строится на взаимопонимании, общих установках, ценностях, стереотипах. Такая модель работает, если работник знает, чем и когда он занимается, чувствует себя частью фирмы, помогает в достижении целей и задач компании самостоятельно или в составе команды. Если сотрудников много, такую координацию нужно заменить на программируемую.
  2. Программируемая. Использует стандартные методы и правила работы. Подходит для решения повторяющихся проблем или процессов. Ярким примером являются чёткие сроки сдачи отчётов или выполнения планов.
  3. Индивидуальная. Сотрудники часто не чётко понимают обязанности, задачи и направления работы. Из-за этого страдает рабочий процесс. Поэтому выделяют два подхода к индивидуальной координации. Первый предполагает, что руководитель устанавливает процедуру взаимодействия между подразделениями и сотрудниками фирмы. Второй подход предполагает работу специально назначенного координатора. Например, руководителя по продукту или проекту.
  4. Программируемая групповая. В процессе совещаний групп, например, регулярно собирающихся комитетов или комиссий, учитываются личные и групповые интересы, задачи и цели компании. На основе этих встреч принимаются важные для существования и функционирования фирмы решения.

Благодаря координации в менеджменте обеспечивается стабильность и бесперебойность работы фирмы, создаётся гармоничное взаимодействие сотрудников и подразделений. Кроме того, эта функция позволяет маневрировать трудовыми, финансовыми, технологическими и другими ресурсами внутри предприятия, эффективно использовать их.

Прочтите также:  Годовое обслуживание карты МИР в Сбербанке: сколько стоит в 2021 году
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам
Adblock
detector