Новая реальность Сбербанка

В 2018 году россияне столкнулись с процедурой сбора биометрических данных в Сбербанке и других финансовых организациях. Закон, принятый за год до этого, обязывает финансовые учреждения внести биометрику в единую систему идентификации. Официальная версия – повышение уровня безопасности финансовых операций. Что кроется за всей этой крупномасштабной историей?

Сбербанк: идентификация по лицу

Создается трехмерная модель лица

Давайте для начала разберемся, что такое биометрические данные человека. Это физические особенности и характеристики, присущие только отдельной личности и делающие ее уникальной. Существуют врожденные и приобретенные данные. К первым относятся:

  • радужная оболочка глаза,
  • отпечатки пальцев,
  • венозная сетка тела,
  • форма рук и т.д.

Ко вторым можно отнести:

  • походку,
  • голос,
  • почерк и т.д.

Биометрические данные принято относить к особой категории личных данных, которые банк имеет право взять и обработать только при наличии письменного согласия человека. Согласно новым требованиям, оно подписывается сроком на пятьдесят лет. И аннулировать действие такого согласия можно тоже только письменно.

Как происходит идентификация с применением биометрии? Существует биометрический шаблон, который нужно зарегистрировать с помощью оператора банка. Создается трехмерная модель лица. Для этого вычисляется расстояние между губами, носом, глазами и бровями и выделяются их контуры. Созданная затем модель может учитывать различные изменения состояния вроде освещения, поворота головы, мимики и т.д.

Такая технология уже применяется не только в Сбере, но и других российских банках. Ее основная функция, как объясняют инициаторы этого закона, защитить клиента от незаконных действий со стороны третьих лиц, а в дальнейшем облегчить совершение различных финансовых операций, что предполагает отсутствие карты. Если же мошенники попытаются воспользоваться чужим счетом и попытаются снять деньги из банкомата, то система просто не распознает его и откажет в выдаче средств.

Пока применяются две характеристики – лицо и голос. Вероятно, в будущем к картине прибавятся радужка глаза и рисунок век.

Сбербанк установил банкомат с функцией распознавания лиц в 2018 году, и им могли пользоваться на тот момент только его сотрудники. Сейчас количество пользователей расширилось, но у людей возникает масса вопросов.

Зачем Сбербанк собирает биометрические данные

Распознавание клиента по биометрике сократит расходы на содержание банка

Повышение уровня обслуживания клиентов – таково официальное объяснение. Нет необходимости физически присутствовать в банке для совершения финансовых сделок, а во время звонка система сама распознает голос клиента без дополнительных вопросов, касающихся пароля, паспортных данных и т.д.

В числе прочих преимуществ банки называют такие, как сокращение числа отделений банков, сотрудников, выпускаемых пластиковых карт и, соответственно, затрат.

Безопасно ли это? Возможна ли утечка биометрики из базы данных?

Все данные в зашифрованном виде передаются в Единую биометрическую систему. Это цифровая платформа, предназначенная для идентификации российских граждан в дистанционном режиме. Такие цифровые площадки (как и электронные торговые площадки) давно зарекомендовали себя как успешные.

Автором разработки и оператором всей системы выступает «Ростелеком». Существует также мобильное приложение, называемое «Ключ Ростелеком».

По утверждению Сбербанка, защищенность всех данных находится на требуемом уровне. А уровень задан законом №152-ФЗ «О персональных данных». Весь процесс сбора и обработки данных, а также их передача в ЕБС соответствует регламенту. Это значит, что вся собранная информация содержит в себе и СНИЛС оператора банка, который занимался данным клиентом. Пакет документов подтверждается банковской электронной подписью.

Сбербанк подчеркивает тот факт, что биоидентификация снизила процент мошенничества, поскольку одновременная подделка и голоса, и лица практически невозможна. К тому же защищенность в данном случае выше, чем отпечаток пальца, узор которого в некоторых случаях может быть поврежден.

Биометрические банкоматы Сбербанка

Сотрудники Сбербанка первыми использовали банкомат с функцией распознавания лица

Первыми опробовали на себе биометрический банкомат сотрудники Сбербанка в одном из отделений Москвы, совершив безналичные операции без карты. Это было в 2017 году.

Новая система проходила тестирование до конца года и была призвана прояснить ситуацию для Сбербанка – насколько обоснованно ее широкое внедрение. Судя по тому, что банкоматов с подобной функцией еще не так много, их повсеместная установка признана несвоевременной.

При этом складывается интересная ситуация. В самой Единой биометрической системе на данный момент гораздо банк данных гораздо меньше, чем у Сбербанка. Объяснение более чем понятное, поскольку были применены механизмы довольно агрессивного воздействия. С января 2019 года клиенты Сбербанка вынуждены сдавать свои биометрические данные, чтобы получить взамен услуги банка.

Поскольку система единая, то, сдав биометрию в одном банке, можно совершать все операции удаленно в любых других. Это вообще обязанность каждого банка – совершать сбор биометрии.

Так что распознавание лиц в офисах, банкоматах, снабженных такой функцией, а также мобильном банке уже вовсю идет.

Сбербанк, располагая такой обширной базой данных (миллионы людей, однако точная цифра представителями Сбербанка не называется), может оказывать услуги второй и даже третьей сторонам. Сервис называется Сбер ID и используется также партнерами банка.

Для чего нужны биометрические данные Сбербанку

Распознавание по отпечатку пальца менее эффективно, чем по лицу и голосу

Федеральный закон №115 обязал все банки начать сбор биометрических данных летом 2018 года. Объяснение сводится к повышению уровня идентификации клиентов и обслуживания. Однако действительность несколько иная. Дело в незаконных доходах и борьбе с их легализацией, иными словами, в отмывании денег.

Представители банков говорят, что предоставление дистанционных услуг клиентов сейчас в приоритете, поскольку позволяет снизить затраты на обеспечение собственных ресурсов. Но, как видно из закона, инициатива исходит вовсе не от финансовых учреждений, а от государственных структур.

Нельзя сказать, что банки счастливы настолько поспешно внедрять новую систему в повседневные финансовые операции, но, тем не менее, большинство российских банков, и Сбербанк в первую очередь, уже включились в систему. И, надо сказать, что в случае с последним добились впечатляющих результатов.

Как отказаться от биометрических данных в Сбербанке

Отказавшись давать биометрические данные, нужно приготовиться к отказу в обслуживании

Это вопрос, который интересует всех. Отказаться, разумеется, можно, поскольку проект позиционируется как добровольный. Однако принципиальная позиция госструктур в вопросе интеграции новой системы настолько сильна, что процесс, как и ожидалось, приобрел добровольно-принудительный характер.

Поэтому клиенты банков должны понимать, что отказ «поделиться» с системой своими биометрическими характеристиками может повлечь за собой законный отказ финансового учреждения от предоставления услуг данным людям. Ждать объяснения причины будет наивно – банки имеют право не сопровождать свои действия словами.

Речь не идет о каких-либо особых банковских продуктах. Без биометрики невозможно будет открыть или закрыть счет, управлять активами, стать пользователем «Мобильного банка», взять кредит или обычную пластиковую карту.

Так что вопрос об отказе от дачи биометрических данных автоматически становится риторическим.

Прочтите также:  «Альфа-Банк»: по вкладам для пенсионеров. Какие условия и процентные ставки в 2021 году?
Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам