Наблюдение в маркетинговом исследовании

Наблюдение в маркетинге — это метод исследований, при котором  специалисты определяют поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания) субъектов наблюдений.

Данные, полученные в результате таких исследований, используются:

  • для выработки гипотез;
  • для разработки бизнес-алгоритмов;
  • для проверки информации из других источников;
  • для получения дополнительных сведений об изучаемом объекте.

Приведем пример, как отсутствие наблюдений могут сокрушить крепкий бизнес. Допустим, компания открывает новый филиал. Что было известно до открытия: географическое положение и потребительский объем местного рынка. Что происходит: через некоторое время коммерческие показатели филиала падают по стабильно-нисходящей спирали, и поднимается вопрос о закрытии филиала.

В чем ошибка: маркетологи проигнорировали результат коммерческой деятельности филиала без использования данных, полученных при наблюдении.

Резюме: при расширении бизнеса проведение наблюдений критически важно. Данные, полученные в результате таких исследований, помогут изучить готовность локального потребителя к принятию новых товаров или услуг, осмотрительно выбрать каналы сбыта и сразу создать клиентскую базу по географическому параметру.

Критерии наблюдения в маркетинге

Наблюдения в маркетинге можно разделить по включенности субъектов наблюдений, структурированности проведения самого исследования и фиксации результатов:

  • Скрытое. Проводится без ведома субъектов наблюдений.
  • Открытое. Проводится, когда субъекты наблюдений оповещены о том, что за ним наблюдают.
  • Под субъектом наблюдений подразумевается человек, проводящий исследование.
  • Механическое. Предполагает использование специального оборудования, например видеокамер или диктофонов.
  • Прямое. Наблюдение за самим поведением человека.
  • Косвенное. Предполагает изучение конкретного случая, информация о котором получена из вторичных источников.
  • Структурализованное. Наблюдения проводятся в соответствии с четко разработанным сценарием.
  • Неструктурализованное. Наблюдения проводятся без предварительно подготовленного плана, когда события развиваются естественным образом.

Сначала нужно сформулировать гипотезу, чтоб алгоритм классификации фактов был удобен в работе. В противном случае факты, зафиксированные наблюдателем, окажутся бесполезными. Алгоритм классификации не должен быть чересчур строгим, чтоб не пропустить важные факты и свойства.

Если исследователь работает без системной классификации, то высока вероятность того, что будет собран обширный массив данных, которые в результате окажется бесполезный для решения поставленной задачи. Когда наблюдения проведены, необходимо грамотно их структурировать. Обычно итоговый отчет содержат информацию о времени и месте наблюдений, методе сбора данных и роли наблюдателя, детальный потрет объектов наблюдения, интерпретация данных исследователем и степень оценки надежности данных.

Для контроля надежности результатов наблюдения, используют параметры:

  • Показатель согласия наблюдателей (событие исследуется одновременно несколькими исследователями);
  • Показатель устойчивости (проведение наблюдения одним исследователем в течение различных временных периодов);
  • Показатель надежности (проведение наблюдения разными исследователями в течение разных временных периодов).и т.д.
Прочтите также:  Оформить кредит в Тинькофф на карту Сбербанка: ставка, требования и условия

Наблюдение плюсы и минусы

Нет идеального метода сбора фактов и свойств. Учитывая сильные и слабые стороны наблюдения, будет проще определить оптимальную ситуацию для сбора данных и выстроить наиболее эффективный алгоритм для их анализа.

Преимущества Недостатки
·         Не требуется согласие субъектов наблюдений;

·         Достоверность полученных результатов;

·         Возможность фиксировать неосознанные поведенческие привычки субъектов наблюдений;

·         Низкая степень влияния наблюдателя на субъекты наблюдения;

·         Непосредственное изучение объектов исследования;

·         Гибкость метода.

·         Субъективность выводов при анализе зафиксированных фактов и свойств;

·         Временные лимиты;

·         Влияние «эффекта наблюдения» на поведенческий аспект респондентов;

·         Сложность в повторе наблюдений, если необходимо проверить достоверность данных;

·         Ограниченность применения данных.

Наблюдение как метод маркетингового исследования иногда единственно возможный способ получения данных. Например, если субъекты наблюдения не могут вспомнить триггеры, приведшие к совершению действия (это касается покупок, совершенных импульсивно).

Этот метод будет полезен, когда объекты наблюдения не намерены предоставлять правдивую информацию.

Оцените статью
Полезные советы и обзоры для бизнеса и финансов - идеи которые ведут к деньгам
Adblock
detector